Авторский договор заказа украина

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Договор авторского заказа

Договор авторского заказа был предусмотрен ст. 33 ФЗ «Об авторском праве и иных смежных правах». Согласно указанной норме по авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик обязан в счёт обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. В соответствии со ст. 1288 ГК РФ «по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме». В связи с этим А.Н.Кайль пишет следующее: «Ранее в ст. 33 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах» предусматривался авторский договор заказа, который, можно сказать, являлся прототипом этого договора».

При проведении сравнительного анализа положений ст. 33 Закона об авторском праве и ст. 1288 ГК РФ можно сделать следующие выводы:
– по договору авторского заказа, предусмотренному частью четвёртой ГК РФ, автор может создать только произведения определённых категорий (произведение науки, литературы или искусства). Соответственно по договору авторского заказа не могут быть созданы программы для ЭВМ и базы данных и т. п.;
– произведение должно иметь объективное выражение;
– право собственности на материальный носитель, на котором отражено произведение, и исключительное право не взаимосвязаны. То есть заказчику может быть передан в собственность материальный носитель, на котором отражено произведение, но при этом исключительные права могут принадлежать автору.

Необходимо отметить, что существенными условиями договора авторского заказа являются предмет договора, субъекты договора авторского заказа, способы использования произведения, срок исполнения обязанностей по созданию произведения, имеющего объективную форму выражения, размер вознаграждения, порядок его определения, ответственность автора.

В предмете договора необходимо указать следующее: объём в авторских листах (если это литературное произведение), размер (в сантиметрах, метрах, мм), вид, жанр, сферу применения, название. Например, вид – произведение литературы, название – «Раб Фемиды», жанр – детектив, объём – 15 авторских листов (600 000 печатных знаков).

Стоит отметить, что законодательство не содержит нормы, раскрывающей понятие и содержание произведения.

В соответствии с Толковым словарём русского языка Ушакова произведение можно рассматривать как: 1. Действие по глаг. произвести в 4 знач. (в 1, 2 и 3 редко) – производить (книжн. редко). 2. чего. Результат труда, создание (книжн.). Произведение рук человека. Красивейшее произведение природы. Необыкновенное произведение ума человеческого. Произведение искусства. 3. Продукт творчества (сочинение, картина, скульптура, здание). Избранные произведения В.И.Ленина. Произведения Льва Толстого. Литературное произведение. Здесь собраны лучшие произведения художников и скульпторов. 4. Число, полученное в результате умножения (мат.).

В юриспруденции произведение – общее наименование объекта авторского права в субъективном смысле; представляет собой результат творческого труда автора, имеющий внешнюю, материальную форму (рукопись, картина, скульптура и т. п.) или поддающийся фиксации в ином виде (хореографические произведения, пантомимы).

В.И.Серебровский считал, что «произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

Произведение должно быть создано в результате творческого труда, быть принципиально новым, уникальным и иметь определённую ценность. Его основные характерные особенности:
1) произведение относится к науке, литературе или искусству;
2) произведение является результатом творческой деятельности, независимо от назначения и способа его выражения;
3) уникальность, новизна, ценность, в некоторых странах в качестве отличительной черты выделяют оригинальность. Как отмечают исследователи, в странах с англо-саксонской системой права можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное «умение, рассудительность и труд» или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано «в поте лица». Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи и форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им;
4) произведение должно быть выражено в объективной форме.

Существуют и другие особенности, так, в российском праве произведение должно быть воспроизводимым. В некоторых зарубежных странах существует такой критерий, как воспринимаемость произведения органами чувств человека. В советское время произведению была присуща полезность.

В Соединённых Штатах Америки произведение должно быть копирайтоспособным.

На наш взгляд, необходимо подробно охарактеризовать произведения, которые могут быть объектом договорных отношений, возникших на основании договора авторского заказа.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в ред. 1971 г. относит произведения науки к категории «литературные и художественные произведения». Однако оно сильно отличается от других произведений, входящих в эту группу. Произведение науки – совокупность выработанных и теоретически систематизированных объективных знаний о действительности.

Во-первых, произведение науки создаётся в результате проведения научных исследований или теоретических обобщений. Оно «адресовано» определённому кругу читателей – специалистам в той или иной сфере научной деятельности. Стоит отметить, что изначально произведения науки создавались в форме трактатов, диалогов, рассуждений, «поучений», «путешествий», жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно стали появляться монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические и др. описания (очерки), краткие сообщения, авторефераты, рефераты или тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций. Произведения науки можно условно разделить на две группы: публикуемые и непубликуемые. К непубликуемым произведениям науки относятся: диссертации, отчёты о научно-исследовательских работах и т. д.

Во-вторых, произведение науки призвано прививать не эстетические чувства, а удовлетворять потребность человечества в познании нового. О степени значимости научного произведения в социуме в целом задумывались советские учёные, на сегодняшний день это вопросу не уделяется должного внимания. Например, В.Я.Ионас писал следующее: «В соответствии с марксистско-ленинским взглядом на диалектический процесс развития знания мы определили произведение литературы и искусства как решение художественной задачи. Задача, решаемая наукой, является познавательной. Орудиями познания являются понятия (суждения) и совершаемые интеллектом логические операции над ними. Поскольку наука есть оригинальное производство идей, то процесс познания заключается в создании новых орудий познания, т. е. новых понятий и умозаключений. Это и есть научное творчество».

Произведение науки относится к категории научное творчество. Среди произведений науки особое место занимает так называемое учебное произведение. Учебное произведение относится к категории произведения науки. Его задача – формирование либо «обновление» определённых навыков и знаний. В отличие от других форм произведений науки, таких как монографии, статьи, авторефераты, учебное произведение адресовано не определённому кругу специалистов в какой-либо сфере деятельности, а лицам, у которых представления о конкретной сфере науки и знания только начинают сформировываться, например, школьникам, студентам. Таким образом, учебное произведение – это совокупность доктрин, теорий, гипотез.

Существуют следующие виды учебных произведений:
1) программно-методические – программы (рабочие, стабильные);
2) методические указания к программам;
3) методические письма и руководства;
4) обучающие – буквари;
5) учебники;
6) учебные пособия (текстовые);
7) лекции, конспекты лекций;
8) сборники лекций;
9) вспомогательные – хрестоматии;
10) практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач;
11) планы практических и семинарских занятий;
12) атласы, сборники чертежей, рабочие тетради;
13) лабораторные журналы;
14) издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением. Литературное произведение в авторском праве – оригинальное письменное произведение беллетристического, научного, технического либо практического характера, независимо от его ценности или назначения.

Существуют следующие жанры, стили и разновидности произведений литературы:
1) жанры:
– мемуары;
– Меннипова сатира – жанр античной литературы;
– детектив;
– роман;
2) разновидности произведений литературы:
– антироман;
– баллада;
– героический эпос;
– дайджест – краткое изложение литературного произведения;
– паралитература;
– поэзия;
– публицистика;
– робинзонада;
– эпос;
– научные произведения;
– драматургия;
3) стили:
– прециозный стиль;
– эпическое изложение.

Создавая произведения литературы, автор отражает на бумаге с помощью слов образы, возникшие в его воображении. Он тщательно продумывает сюжет будущего романа, детектива. Для произведения литературы характерна композиция. В отличие от произведений науки, в произведениях литературы автор может описывать действия, события и т. д. Главная отличительная особенность произведения художественной литературы от научного произведения – отсутствие ответственности за содержание произведения. По мнению В.Я.Ионаса, «все виды художественного творчества решают художественную задачу познания и преобразования действительности, отражая последнюю в образах». Думается, что задача произведения художественной литературы – удовлетворение потребностей общества в получении новых эмоций. Автор произведения литературы должен обладать талантом, иными способностями, а также психологическими особенностями, у него особая перцептивная деятельность.

Подробное описание произведения и способов использования позволяет избежать споров. Например, издательство и автор Д. заключили договор, согласно которому автор передаёт исключительные права на литературное произведение в виде повести и рассказов. Договором предусматривалась выплата автору аванса и вознаграждения за изданное произведение – определённый процент от оптовой цены тиража. Издательству стало известно, что один из издательских домов готовит к публикации книгу Д., и оно обратилось с иском о пресечении действий, нарушающих его права, в арбитражный суд. Основным доказательством по делу выступал договор между издательством и Д. Суд первой инстанции установил, что предметом договора являются исключительные права на произведение, которое Д создаст в будущем, оно может соответствовать характеристикам, предусмотренным договором. Суд признал условия договора не соответствующими требованиям законодательства, так как предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может написать в будущем, и условия договора не могут ограничивать автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области. Условия договора признаны недействительными. По мнению суда первой инстанции, в авторском договоре о передаче исключительных прав на литературное произведение не был определён порядок выплаты вознаграждения за каждый способ использования произведения, что свидетельствует о несогласовании сторонами существенного условия договора. Суд первой инстанции не признал заключённый между издательством и автором Д. договор договором авторского заказа, мотивировав своё решение тем, что предмет договора – литературное произведение, которое должно быть, создано автором, – не был оговорен максимально конкретно. Суд первой инстанции признал недоказанным наличие у издательства исключительных прав на произведение, автором которого является Д., и отказал в удовлетворении иска. Суд второй (апелляционной) инстанции признал договор между автором и издательством ничтожной сделкой и удовлетворил требования истца.

Суд кассационной инстанции согласился с доводами суда апелляционной инстанции, указав в мотивировочной части постановления следующий аргумент: в момент подписания договора между ответчиком и автором истец в соответствии с договором уже обладал правами на спорное произведение, созданное Д. Президиум ВАС указал, что сопоставление условий договора с учётом воли сторон и цели договора позволяет сделать вывод о намерении сторон заключить авторский договор заказа. Таким образом, суды по-разному оценили наличие в договоре условий о предмете авторского договора и об объекте авторских прав, подлежащих передаче заказчику. Это позволило суду первой инстанции признать договор незаключённым, а судам апелляционной и кассационной инстанции – сделать вывод о наличии соглашения по всем существенным условиям договора такого вида. Президиум ВАС не согласился с утверждением судов апелляционной и кассационной инстанции о том, что произведение, которое автор обязуется создать, определено вполне конкретно, более того, уже задумано автором, но лишь «технически» не создано.

Тем не менее, указания в авторском договоре заказа на то, что произведение, право использования которого передается заказчику, будет вторым произведением, созданным автором, и будет соответствовать определённому жанру, без указания иных параметров, характеристик будущего произведения или без представления творческой заявки, плана, недостаточно. Таким образом, стороны не достигли соглашения о предмете авторского договора заказа, поэтому у судов апелляционной инстанции и кассационной инстанции не было оснований для признания его заключённым (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 июня 2006 г. № 2039/06, Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2005 года. Дело № А17-295/1-2005).

Субъектами договорных отношений, связанных с авторским заказом, всегда выступают автор и заказчик. Автором может быть только физическое лицо, а вот заказчиком могут быть физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие), субъекты федерации, муниципальные образования, Российская Федерация (в этом случае заключается госконтракт).

Что касается способов использования, это может быть один из способов, указанных ниже, несколько или все сразу:
–воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме;
– распространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
– публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью плёнки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
– импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
– прокат оригинала или экземпляра произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
– сообщение в эфир, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путём ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признаётся сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с её согласия;
– перевод или другая переработка произведения, в частности создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.);
– практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
– доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Как уже говорилось выше, срок исполнения договора авторского заказа – существенное условие договора. В силу положений ст. 1289 ГК РФ договор авторского заказа, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, считается незаключённым. Это связано с тем, что автор обязан создать и передать заказчику произведение на материальном носителе. Поэтому автор обязан исполнить своё обязательство в определённый отрезок времени. Однако в соответствии с п. 2 ст. 1289 ГК РФ допускается продление срока исполнения договора. В случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в 1/4 срока, установленного для исполнения такого договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.

Если срок исполнения договора был продлён, но автор не исполнил свои обязательства в течение установленного законом или договором льготного срока, заказчик вправе отказаться в одностороннем порядке от договора (п. 3 ст. 1289 ГК РФ). Договором может быть предусмотрено следующее: если заказчик утрачивает интерес к договору авторского заказа в связи с несвоевременным исполнением либо неисполнением в установленный договором срок обязательств автором, заказчик вправе отказаться от договора авторского заказа в одностороннем порядке по истечении срока, указанного в договоре. Например, по договору авторского заказа автор обязан был написать картину в период с 26 февраля по 29 марта, так как заказчик хотел преподнести картину 12 апреля своему другу в подарок на день рождения. Однако автор не успел закончить произведение в срок и попросил заказчика продлить срок исполнения обязательств на 15 дней. В такой ситуации заказчик утрачивает интерес к исполнению договора, так как произведение, которое он должен преподнести другу в подарок, будет создано к 14 апреля. В подобных ситуациях, а также в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения автором своих обязательств он должен вернуть аванс. Выплата неустойки осуществляется, только если данная штрафная санкция предусмотрена договором авторского заказа. Таким образом, при нарушении своих обязательств одной из сторон наступает договорная ответственность либо ответственность, предусмотренная ст. 1290 ГК РФ. Думается, что ответственность для автора не наступает, если он не исполнил свои обязательства в силу форс-мажорных обстоятельств, например пожара или других стихийных бедствий. Стоит учитывать, что произведение – итог проистекающих у автора творческих процессов. Причиной несвоевременного создания произведения может быть отсутствие вдохновения, невозникновение нужного образа в воображении автора. Например, при написании романа автор не может подобрать удачное словосочетание для того, чтобы в нужном ракурсе освятить события, произошедшие с главным героем в детстве, или художник не может подобрать нужный тон краски, чтобы написать один из возникших в его воображении образов. И в Законе об авторском праве (утратил юридическую силу), и в части четвёртой ГК РФ предусмотрена так называемая «ограниченная» ответственность. То есть размер неустойки или других выплат, предусмотренных договором на случай неисполнения либо ненадлежащего исполнения автором своих обязательств, не может превышать сумму реального ущерба, причинённого заказчику. Размер вознаграждения, порядок его определения имеет значение, если договор авторского заказа – возмездный, поэтому в таком договоре должен быть указан размер или порядок определения вознаграждения (например, 10 % от суммы, полученной от фактической реализации копий произведения), при этом заказчик обязан выплатить автору аванс в счёт последующего авторского вознаграждения (например, 6000 рублей). По общему правилу вознаграждение представляет собой определённый процент от дохода за использование произведения (например, 10 или 12 % от размера полученного дохода за продажу копий произведений). Необходимо отметить, что при отсутствии в возмездном договоре авторского заказа условия о размере вознаграждения или о порядке его определения такой договор считается незаключённым.

Что касается классификации договора авторского заказа, то она возможна по двум основаниям: по виду создаваемого произведения и по объёму передаваемых прав.

По виду создаваемого произведения существуют следующие группы договоров авторского заказа:
– договоры авторского заказа на создание произведений науки;
– договоры авторского заказа на создание произведений литературы;
– договоры авторского заказа на создание произведений искусства.

По объёму передаваемых прав договоры авторского заказа принято делить на две группы: предусматривающие отчуждение заказчику права использования произведения и предусматривающие предоставление заказчику права использования произведения. Однако можно выделить третий вид договора по объёму передаваемых прав – договор авторского заказа, предусматривающий не отчуждение заказчику исключительных прав или права использования произведения, а отчуждение заказчику права собственности либо права использования материального носителя, на котором отражено произведение.

В отношении произведений науки и литературы заключение договора с условием о передаче права собственности или права использования материального носителя без передачи исключительного права или предоставления права использования произведения не имеет смысла, так как заказчик не сможет тиражировать, распространять и использовать произведение иными способами, но в отношении произведений искусства заключение третьего вида договора (классификации по объёму передаваемых прав) вполне возможно.

В случае заключения договора авторского заказа с условием об отчуждении исключительных прав или о предоставлении права использования соответственно должны учитываться общие положения о договоре об отчуждении исключительных прав или о лицензионном договоре.

Рассмотрим договор авторского заказа, предусматривающий отчуждение заказчику права собственности либо права использования материального носителя, на котором отражено произведение, без передачи исключительного права.

Так, в соответствии со ст. 1227 исключительное право не зависит от права собственности на материальный носитель, в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Основаниями перехода права собственности на материальный носитель могут быть: договор (договор авторского заказа, договор купли-продажи, договор дарения и т. п.), закон (например наследование по закону), решение суда. Наиболее распространённым основанием возникновения гражданских правоотношений является договор. Материальный носитель, на котором отражено произведение, – это вещь, соответственно заказчик, обладающий правом собственности на материальный носитель, может продать его. При отчуждении оригинала произведения исключительное право на него сохраняется за автором, и речи о переходе исключительного права не идёт. Однако заказчик (приобретатель оригинала произведения) вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретённый в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвящённых его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть договор авторского заказа – это основание возникновения права собственности (права пользования) на материальный носитель: оригинал рукописи, оригинал произведения изобразительного искусства и т. д.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (17) 2009

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ»

Портал Рефератов

Авторский договор в Украине

2. Понятие авторского договора………………………………………………4-6

3. Классификация авторских договоров……………………………………. 6-9

4. Содержание договора

4.1 Предмет авторского договора

4.2 Права и обязанности сторон по договору

4.3 Ответственность по авторскому договору…………………………9-20

5. Форма авторского договора………………………………………………. 20-21

6. Прекращение авторского договора…………………………………………21-23

Сегодня можно говорить о том, что большинство компаний, которые прямо связанные с использованием объектов авторского права — кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и др. в большей своей части осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие профессионально составленных договоров — гарантия убытков и серьезных неприятностей.

В свою очередь, лучше свои права стали осознавать и авторы. Причем, если с финансовой точки зрения присуждаемые компенсации как и раньше, к сожалению, очень скромные, то авторам, по крайней мере, стало очевидным то обстоятельство, что неудачно составленный авторский договор (либо вообще его отсутствие) открывает перед автором широкие возможности по давлению на пользователя.

Авторское право — настолько могущественный механизм, настолько могущественный генератор потенциальных неприятностей, что задуматься должный каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что непосредственно или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью. Это прямо связано с перечнем исключительных прав, принадлежащих автору в отношении его произведения. Это и право на воспроизведение, и право на распространение, и право на переработку, и создание, и использование производных произведений. Автор вправе требовать компенсации с любого лица, которое нарушает любое из этих прав. Если Вы используете производное произведение, которое было основано на произведении автора, без разрешения автора исходного произведения (при этом не Вы осуществляли переработку, а заключили договор с автором переработки), Вы все равно нарушаете права автора исходного произведения. Автор вправе выбирать, к кому предъявлять иск.

В соответствии со ст. 440 п. 2 ГК Украины имущественным правом автора признается исключительное право автора на разрешение использования своего произведения. В соответствии со ст. 15 п. б). Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» автор имеет исключительное право на разрешение или запрещение использования произведения иными лицами. Имущественные права автора могут быть переданы иному лицу, при этом данное лицо становится субъектом авторского права. На основании ст. 31 указанного закона автор может передавать свои имущественные права любому другому лицу полностью либо частично путем заключения авторского договора. Закон также указывает о необходимости определения имущественных прав при заключении авторского договора, причем по общему правилу считается, что имущественные права прямо не определенные по договору, считаются не переданными. Авторский договор носит гражданско-правовой характер, это взаимная консенсуальная и возмездная сделка.

Рассмотрим основные положения, касающиеся авторского договора.

2. Понятие авторского договора

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947..

В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.. Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968, с. 17..

В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.

Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воль приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.

Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.

В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах. М., 1941. С. 164.. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права” СЗ СССР 1928. № 27. Ст. 246..

Более подробная формулировка содержалась в законе Об авторском праве РСФСР 1928 г. В нем издательский договор определялся как соглашение, “в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения СУ РСФСР. 1928. № 132. Ст. 861..

Таким образом был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.

Итак, авторский договор-это двусторонняя сделка, в соответствии, с которой автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Все права прямо не переданные по авторскому договору, являются непереданными. Российская газета от 12.07.97 г..

Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. Несмотря то, что и по трудовому и по авторскому договору могут издаваться одни и те же произведения, содержание этих договоров различно: в одном случае отношения регулируются нормами трудового права, в другом — гражданского. Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму взаимоотношений с организацией.

ГК Украины в ст. 1107 установил, что распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности осуществляется на основании таких договоров:

1) лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности;

2) лицензионный договор;

3) договор о создании по заказу и использование объекта права интеллектуальной собственности;

4) договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности;

5) иной договор относительно распоряжения имущественными правами интеллектуальной собственности. Рассмотрим подробнее виды авторских договоров.

3. Классификация авторских договоров

Как было указано выше ГК Украины в ст. 1107 определяет основные виды авторских договоров.

В литературе предлагается следующая классификация авторских договоров:

1. В зависимости от вида произведения по поводу которого заключается договор можно выделить следующие авторские договора- договор на создание и использование литературных, художественных, аудиовизуальных и иных произведений.

2. В зависимости от предмета договора:

а) Договор на готовое произведение.

б) Договор на создание произведения. В соответствии со ст. 1112 ГК Украины по договору о создании на заказ и использовании объекта права интеллектуальной собственности одна сторона (автор — писатель, художник и т.п.) обязуется создать объект права интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями второй стороны (заказчика) и в установленный срок. Договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности должен определять способы и условия использования этого объекта заказчиком. Оригинал произведения изобразительного искусства, созданного по заказу, переходит в собственность заказчика. При этом имущественные права на это произведение остаются за его автором, если иное не установлен договором. Условия договора о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, ограничивающие права автора являются недействительными.

3. В зависимости от объема передаваемых прав:

а) Договор о передаче неисключительных прав. Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными:

они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие — как неисключительные.

б) Договор о передаче исключительных прав. По договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности одна сторона (лицо, имеющее исключительные имущественные права) передает второй стороне частично или в полном объеме эти права в соответствии с законом и на определенных договором условиях. Условия договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, ухудшающие положение автора по сравнению с правами, предусмотренными законодательством, а также ограничивающие права автора на создание иных объектов, являются недействительными. Сравнивая эти два вида авторских договоров, можно сделать следующие практические выводы:

— наиболее предпочтительным для автора произведения является форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав;

— наиболее предпочтительным для пользователя является авторский договор о передаче исключительных прав на использование произведения, т.к. в этом случае пользователь становиться фактическим владельцем творческого произведения, извлекая от его использования максимальную прибыль, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам;

— даже в случае, когда автор произведения расстался со своими исключительными правами в результате договора о передаче исключительных прав на произведение, он всё равно остаётся и признаётся всеми его автором, а также сохраняет наряду с личными неимущественными правами некоторые другие права, такие как право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и производить некоторые действия в отношении лиц, нарушающих права пользователя, если сам пользователь этого не делает. То есть здесь в отличие от обычных норм Гражданского законодательства автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность издательского договора, более раннее становление определили своеобразное место его среди других авторских договоров. Те или иные вопросы, имеющие общее значение для авторских договоров всех видов, решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении споров по издательским договорам. Кроме того, издательский договор — самый универсальный по характеру использования произведений, в рамках его используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.д..) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует. порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

Сценарный договор близок к постановочному, однако думается, что их главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется, изменяется и перерабатывается, для того, чтобы быть максимально приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор регулирует отношения возникающие между сторонами при публичном исполнении произведения.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о депонировании рукописи, которым регулируются условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

4. Содержание договора

Итогом согласования условий, которые стороны сочтут существенными, является заключение договора.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора — имущественные авторские права.

Эта ясная формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все авторские права оставляет за собой; другие участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность.

4.1 Предмет авторского договора

Итак, предметом авторского договора являются имущественные права автора. В соответствии со ст. 15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» к имущественным правам относятся:

а) исключительное право на использование произведения;

б) исключительное право на разрешение или запрет использования произведения

Имущественные права автора могут быть переданы иному лицу в соответствии с

положениями статьи 31 Закона, после чего это лицо становится субъектом авторского права. Исключительное право на использование произведения автором разрешает ему использовать произведение в любой форме и любым способом. Исключительное право автора на разрешение или запрет использования произведения другими лицами дает ему право разрешать или запрещать:

1) воспроизведение произведений;

2) публичное исполнение и публичное оповещение произведений;

3) публичную демонстрацию и публичный показ;

4) любое повторное оповещение произведений, если оно осуществляется иной организацией, чем та которая осуществила первое оповещение;

5) переводы произведений;

6) переработка, адаптация, аранжировка и иные изменения произведений;

7) включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и т.п.;

8) распространение произведений путем первой продажи, отчуждение иным способом или путем сдачи в имущественный найм, в прокат или путем иной передачи в продажу экземпляров произведения;

9) публичное представление своих произведений.

10) сдача в имущественный найм и (или) коммерческий прокат после первой продажи, отчуждение иным способом оригинала или экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных в фонограмме или видиогорамме или в форме, которую считывает компьютер;

11) импорт экземпляров произведений. Данный перечень не является исчерпывающим. Исключительное право авторов на использование произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства предусматривает и право их участия в реализации проектов этих произведений. За исключением случаев, свободного использования , автор имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Вознаграждение может осуществляться в форме одноразового (паушального) платежа, или отчислений за каждый проданный экземпляр или любое использование произведения (роялти), или комбинированных платежей. Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за создание и использование произведения устанавливаются в авторском договоре или в договорах, заключающихся по доверенности субъектов авторского права организациями коллективного управления с лицами, использующими произведения. Кабинетом Министров Украины могут устанавливаться минимальные ставки авторского вознаграждения и порядок их индексации.

4.2 Права и обязанности сторон по договору

Права и обязанности автора

Участники договорного процесса согласовывают условия, которые характерны для разных стадий договора: заключения, исполнения и прекращения. Каждая из этих стадий порождает для обеих сторон договора определенные права и обязанности.

Когда автор и организация договариваются о создании произведения, на автора возлагается обязанность выполнить заказанное ему произведение в соответствии с условиями договора и передать произведение организации в установленный срок и в обусловленном порядке. Издательство получит произведение для издания и переиздание, театр — для публичного исполнения, телекомпания — для постановки по литературному сценарию телефильма и т.д.

Обязанности автора по созданию произведения должна сочетаться с другой его обязанностью — по выполнению требований, которые заявляет организация к различного рода произведениям. Вряд ли организации при заключении договора откажутся от годами складывавшейся практики, когда, например, литературное произведение должно соответствовать определенному виду литературы, жанру, прилагаемому к договору проспекту (заявке, плану, учебной программе). При этом должен соблюдаться объем произведения. Помимо этого автор обязывается выполнить условия о внешнем оформлении рукописи литературного произведения: она должна подписываться автором или всеми соавторами (если создается коллективное произведение), представляться комплектно и в годном для печати виде (компактность рукописи означает наличие всех частей, которые по условиям договора и приложенному к нему плану-проспекту должны войти в издание).

В прежние годы при передаче рукописи издательству проверялось также качество оформления авторского оригинала, которое включало комплектность, выполнение требований ГОСТа. Нарушение требований к внешнему оформлению рукописи приводило к тому, что издательство возвращало автору рукопись для внесения соответствующих поправок. При повторной сдаче оригинал рассматривался издательством (с точки зрения сроков) как поступивший впервые. Рукопись считалась сданной в надлежащем виде, если издательство после ее получения не предъявляло автору требований о доукомплектовании или дооформлении рукописи.

К произведению, заказанному автору театром, существуют свои требования. Оно должно соответствовать творческой заявке автора, утвержденной театром. При заключении договора-заказа фрагменты будущего произведения могут признаваться равнозначными творческой заявке.

При достижении согласия о создании произведения для театра стороны определяют жанр произведения, число актов, уставное название. Сроки и порядок представления законченного произведения театр согласовывает с автором. При подготовке литературного сценария для художественного телевизионного фильма автор должен исходить из творческой заявки, утвержденной телекомпанией. В ней излагаются основная идея, сюжетный замысел, характеристика главных действующих лиц будущего сценария. Сценарий должен содержать полное и последовательное описание действия, диалоги, титры, т.е. представлять собой законченное драматургическое произведение. При написании сценария автор не может превышать объем, который исчисляется количеством страниц машинописного текста на каждую часть телефильма, и должен учитывать производственно-экономические показатели при постановке данного фильма (число объектов, съемок на натуре и т.д.).

Требования к сценарию фильма аналогичны вышеописанным.

Общим требованием к произведениям всех видов литературы и искусства должно быть надлежащее качество. Однако, ни законодательство об авторском праве прошлых лет, ни ныне действующее не содержит понятия “надлежащее качество произведения”.

С точки зрения С.А. Чернышевой, это понятие охватывает: актуальность темы, проблемность работы, новизну информации, которую несет работа, глубину разработки темы или проблемы, подачу материала (стиль изложения) Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 66..

Считаю, что целесообразно было бы включить в авторское законодательство норму, закрепляющую надлежащее исполненное произведение. Она дополнила бы требования, предъявляемые к произведениям, и способствовала бы защите прав и интересов автора.

Исполнение авторского договора связано с передачей автором созданного им произведения организации и со всеми последующими действиями по подготовке к выходу в свет.

Организация по авторскому договору заинтересована в получении результата творческой деятельности автора, использование которого позволяет получить определенную экономическую выгоду. Возложение на автора такой обязанности, как лично выполнить заказанную работу, отвечает не только интересам организации, но интересам авторов в целом — упорядочению отношений по соавторству, необходимость привлечения к работе над произведением третьих лиц может быть обусловлена различными причинами — угрозой невыполнения произведения в срок, болезнью автора и т.д., но автор вправе привлечь к работе над произведением третьих лиц, только с согласия заказчика. Что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Ограничения касаются лишь творческой части работы, а поскольку для создания произведений требуется и чисто исполнительская работа (сбор материала, подстрочный перевод и т.п.), то ограничений на привлечение третьих лиц с этой целью не распространяется Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 80..

На автора также возлагается обязанность представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Произведение может быть представлено досрочно, если договором не предусмотрено иное.

Данный порядок не регламентируется законом, однако, такой вывод сформулирован на основе анализа закона и в соответствии со сложившейся практикой. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.

Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и способа его использования. Так, по издательскому договору автор обязан по требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать) корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве Сергеев А.П. Гражданское право. ч. 3. М., 1998. С. 93..

Права и обязанности пользователя

Организация, принимающая произведение автора, должна его рассмотреть и оценить, т.е. принять решение об одобрении переданного ей по договору произведения или о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, о необходимости внести в произведение поправки, точно указать их существо. Существовавшие типовые авторские договоры устанавливали сроки рассмотрения представленного автором произведения. В связи с отсутствием типовых договоров в настоящее время, стороны договора должны согласовывать сроки рассмотрения произведения сами, как, впрочем, и другие сроки, с которыми связано выполнение обязательств.

Имеется в виду не только срок рассмотрения произведения организацией, но и время, которое отводится автору на доработку произведения. Кроме согласования срока доработки произведения, организация обязана соблюдать другие правила, касающиеся существа и количества доработок. Требования о доработке произведения должны заявляться в пределах условий договора о его предмете. Важно, чтобы они были направлены на создание произведения, соответствующего творческой заявке или плану. Организация оформляет свои предложения о внесении в произведение поправок письменно и обусловливает существо необходимых изменений.

На практике встречались случаи, когда требования организации, заявленные по несколько раз, противоречили друг другу. Иногда требования внести те или иные изменения влияли на существо создаваемого произведения. Требования о доработке произведения (характер поправок и изменений) должны согласовывать с автором. Возможно, что одноразовая доработка произведения не продвинет автора к его улучшению. Организация вторично может дать свои замечания, но количество доработок не может быть безграничным. Типовые авторские договоры предусматривали ограничения числа доработок произведения. В настоящее время соответствующее правило отсутствует.

В некоторых случаях возникает необходимость доработки уже одобренного произведения. Автору вменяется в обязанность внести исправления, если одобренное произведение невозможно выпустить в свет по обстоятельствам, не зависящим от сторон. Однако законодательно не закреплен перечень оснований, по которым можно было бы, требовать подобной доработки.

Предусматривается, что к числу оснований необходимо относить только те явления и события, наступление которых невозможно было предвидеть, а также наступление которых не зависит от воли сторон договора. Это открытия, исторические события, акции политического характера, имевшие место в процессе подготовки произведения к выпуску в свет. С.А. Чернышева считает, что этот перечень должен быть исчерпывающим См.: Там же. С. 67.. Нахожу вполне оправданной такую позицию, поскольку исчерпывающий перечень является гарантом защиты прав автора от произвола пользователя.

Помимо предложенных оснований доработки одобренного произведения следует иметь в виду невозможность реализации произведения автора средствами кино, телевидения, театра и др., возникшую после заключения договора.

Заказывая автору создание того или иного произведения, организация заинтересована в том, чтобы оно было высокохудожественным и качественным, а потому она должна оказывать помощь автору. Формы этой помощи различны: консультации, редактирование, обсуждение предварительных вариантов произведения. Например, для драматурга существенным является знакомство с составом труппы, технической частью театра, беседы с актерами, для которых пишется роль, и т.д. Творческое сотрудничество и взаимодействие автора и организации — залог нормальных договорных отношений.

В прежние годы киностудия была обязана привлекать автора к обсуждению литературного сценария, а автору вменялось в обязанность совместно с творческими работниками съемочной группы создавать киносценарий (производственно-творческую разработку) и принимать участие в подготовке режиссерского сценария. В обязанность автора входило также участие в работе съемочной группы для дачи консультаций кинорежиссеру-постановщику и актерам по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц, обстановкой действия и т.д., а также в обсуждениях киноматериала и законченного кинофильма.

Обязанностью организации, вытекающей из договора, является уплата автору вознаграждения, стороны при заключении договора согласовывают размер вознаграждения, порядок определения размера вознаграждения за тот или иной способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, вознаграждение связывается с зафиксированной в договоре суммой. Определение вознаграждения не ограничивается процентом от дохода или фиксированной суммой. Закон допускает и иной способ, который определяют сами стороны договора.

Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах могут предусматриваться и некоторые другие обязанности как авторов, так и пользователей (участие автора в работе по подготовке произведения к переизданию, предоставление автору определенного числа бесплатных экземпляров произведения и т.д.). Пользователь произведения также обязан использовать его только тем способом, который указан в договоре.

4.3 Ответственность по авторскому договору

Гражданско-правовая ответственность имеет место, когда одна из сторон не исполняет или ненадлежащим образом исполняет договорные обязательства (ст. 34 Закона Украины « Об авторском праве и смежных правах»). В соответствии со ст. 1166 ГК Украины, имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездействием, личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, нанесшим данный вред. Лицо, которое нанесло ущерб, освобождается от его возмещения, если оно докажет, что вред причинен не по его вине.

Смысл состоит в том, что к нарушителю применяются установленные законом или договором меры воздействия. влекущие для него отрицательные. экономически невыгодные последствия имущественного характера Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева. М., ИНФРА, 1998. С. 463.. Делается это не только ради наказания виновного, но и в интересах другой стороны.

Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие годы является спорным в юридической науке. Одни авторы понимают под ответственностью исполнение обязанности под принуждением Грибанов В.П. Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. М., БЕК, 1993. С. 172., другие — наступление неблагоприятных последствий для правонарушителейЕгоров Н.Д. Гражданское право. Ч. 1. Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. С. 480.. И хотя о понятии ответственности высказаны различные суждения, общим представляется следующее. Во-первых, ответственность есть следствие правонарушения. Во-вторых. для ее наступления необходимо установить виновное поведение правонарушителя. В-третьих. ответственность связана с неблагоприятными последствиями для правонарушителей.

В юридической литературе основанием гражданско-правовой ответственности традиционно признается правонарушение, под которым принято понимать не соответствующее закону действие или бездействие, иногда объединяемое одним термином “противоправное поведение”.

Противоправность поведения, т.е. нарушение соответствующими действиями или бездействием норм права, рассматривается как абсолютно необходимый признак всякого нарушения, влекущего гражданско-правовую ответственность.

Вполне очевидно, что лицо, допустившее нарушение субъективного гражданского права, может нести ответственность лишь за последствия, причиненные именно этим нарушением, т.е. одним из условий ответственности является наличие причинной связи между нарушением и наступившими негативными последствиями. Причем как отмечает М.И. Брагинский, “установление причинной связи имеет правовое значение, а сама причинная связь приобретает характер необходимого условия договорной ответственности лишь тогда, когда речь идет о возмещении убытков” Брагинский М.И. Договорное право. М., 1997. С. 575..

Как общее правило необходимым условием для привлечения стороны к ответственности за нарушение договорного обязательства является вина.

Следует отметить, что в современной юридической литературе практически отсутствует теоретический анализ вины как условия гражданско-правовой ответственности. А доктрина гражданского права использует определение вины по терминологии с уголовным правом, формулируя понятие вины как некое гипотетическое психическое отношение правонарушителя к своим действиям и их последствиям Гражданское право. Учебник. ч. 1. Под ред. Ю.К.Толстого. А.П. Сергеева. М., 1996. С. 498..

Анализ всех норм ГК, как предусматривающих положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, так и устанавливающих меры ответственности. подлежащие применению за различные нарушения конкретных видов обязательств. позволяет сделать вывод о том, что украинское гражданское право, а соответственно и авторское, исходит из наличия трех форм вины: умысла, неосторожности и грубой неосторожности. Однако ст. 1193 ГК Украины выделяет понятие грубой неосторожности и степени вины правонарушителя. Ч. 1 ст. 1167 ГК Украины предусматривает наличие вины, как необходимого основания для ответственности.

Умышленная вина заключается в намеренных действиях либо бездействием лица с целью неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства либо создания невозможности его исполнения.

Вина должника в форме неосторожности имеет место тогда, когда лицо при исполнении обязательства не проявляет ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. и в результате с его стороны не приняты все надлежащие меры для надлежащего исполнения обязательства.

В качестве критерия выделения такой формы вины, как грубая неосторожность, можно признать непроявление лицом той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота и непринятие лицом очевидным мер в целях надлежащего исполнения обязательств.

Как уже отмечалось, нормы гражданского права непосредственно распространяются на авторские отношения. В вопросах ответственности за нарушение обязательств законодатель как прежде, так и ныне придерживается правила. что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником он обязан возместить кредитору причиненные этим убытки. Что же касается определения размера убытков, то здесь применимы правила о соотношении убытков и неустойки, об ответственности за неисполнение денежного обязательства, о вине должника, о вине кредитора и др.

Для автора наступление неблагоприятных последствий связано с его виновным поведением: непредставление организации произведения в установленный договором срок; выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно; отказ от внесения исправлений, предложенных автору в порядке и пределах, установленных договором; нарушение обязанности лично исполнить работу; передача произведения третьим лицам при наличии заключенного договора.

В качестве последствий этих нарушений предусматривается расторжение авторского договора и возложение на автора обязанности вернуть полученное по договору авторское вознаграждение. Эту обязанность автора можно считать мерой ответственности, поскольку ее сущность выражается признаком неблагоприятности предусмотренных санкций правовой нормы последствий для правонарушителя, а это в свою очередь позволяет воздействовать на соответствующие интересы нарушителя с целью побуждения его к правомерному поведению Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 144..

Согласно другой точке зрения, обязанность возврата автором полученного по договору вознаграждения не может рассматриваться как ответственность, ибо она не выходит за рамки собственно содержания нарушенного правоотношения и выступает как оборотная сторона неисполнения или ненадлежащего исполнения автором принятой на себя по договору обязанности Толстой Ю.К. Указ. соч. С. 124.. разделяя это мнение, считаю необходимым выделить следующее. автор выполнил обязательство по созданию произведения в срок и в надлежащем виде сдал его организации, которая одобрила результат труда автора. Логично, что автор должен получить причитающееся ему вознаграждение. Выплата гонорара — это прямая обязанность издательства. Согласно Типовому издательскому договору, автор был обязан по требованию издательства без особого на то вознаграждения читать корректуру произведения. При задержке корректурных оттисков издательство имело право выпустить в свет произведение без авторской правки или отсрочить его выпуск на время задержки. Отсрочка выпуска произведения влекла для издательства дополнительные расходы, ибо оно должно было оплачивать полиграфическому предприятию простой, вызванный по вине автора. Убытки, понесенные издательством, относились на счет автора в размере не свыше 20% суммы гонорара.

При чтении корректуры автор должен был осуществить правку в определенных пределах. Конъюнктурная, авторская правка в пределах 2% производилась за счет издательства. Если стоимость правки превышала 2%, то автор возмещал расходы по сверхнормативной правке в размере не свыше 20% от суммы гонорара.

Аналогичные положения содержались в Типовом издательском договоре на произведения изобразительного искусства и в Типовом издательском договоре на музыкальные произведения.

Организация как вторая сторона договора в соответствии несла ответственность лишь в том случае, если она в установленный договором срок не выпускала произведение в свет. Ответственность организации заключалась в том, что она должна была выплатить автору вознаграждение полностью.

Организации допускали и другие нарушения договором обязательств. за которые практически не несли никакой ответственности, например: сокращение объема созданного автором произведения, пропуск сроков на рассмотрение произведения и его оценку и т.д.

В отличие от ранее действовавшего законодательства. которое хоть как-то конкретизировало случаи ответственности сторон, Закон 1994 г. содержит только одну статью об ответственности по авторскому договору (ст. 34). Так, п. 1 ст. 34 Закона устанавливает. что сторона не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне. включая упущенную выгоду.

Поскольку закон является частью гражданского законодательства. толкование понятий убытков, упущенной выгоды и правил их возмещения можно найти в ГК Украины.

Отсюда очевидно, что обязательства из авторских договоров не отнесены к тем обязательствам, размер ответственности по которым ограничен.

Вместе с тем, исходя из общих норм ГК, следует отметить, что в конкретном авторском договоре стороны могут ограничить размер ответственности.

П. 2 ст. 34 Закона Украины « Об авторском праве и смежных правах» содержит норму, устанавливающую ответственность автора в случае непредставления им заказанного произведения в соответствии с условиями договора: он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику, включая упущенную выгоду.

Формулировка ст. 34 Закона мало что дает лицам, вступающим в договорные отношения, строящиеся в настоящее время по принципу свободы, когда стороны сами согласовывают условия, в рамках которых они будут взаимодействовать, а также обязательства, которые принимает на себя каждая из них. Казалось бы, при таком подходе обеспечивается равноправие сторон договора, ибо им предоставлена возможность свободного волеизъявления. И судя по всему, именно свобода волеизъявления является субстратом возникновения абсурдных ситуаций: в заключаемых ныне авторских договорах можно встретить парадоксальные записи вроде того, что ответственность по авторскому договору наступает в случае непреодолимой силы. Думается, что во избежании подобных недоразумений, следует включить в авторское законодательство диспозитивную норму об обязательствах, определяющую условия взаимодействия сторон.

5. Форма авторского договора

В соответствии со ст. 639 ГК Украины договор может быть заключен в любой форме, если требования относительно формы договора не установленные законом. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным с момента предоставления договору этой формы, даже если законом эта форма для данного вида договоров не требовалась. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.

В случае, когда авторский договор был заключён без соблюдения требований о простой письменной форме, стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и её условий на свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие показания.

В устной форме может быть заключён авторский договор об использовании произведения в периодической печати.

Анализируя различные формы авторского договора следует отметить, что обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это возможно, заключать авторские договора в письменной форме для более надёжной защиты своих прав.

ГК Украины в ст. 1114 предусматривает: лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности и договоры, определенные статьями 1109, 1112 и 1113 этого Кодекса, не подлежат обязательной государственной регистрации. Их государственная регистрация осуществляется по требованию лицензиара или лицензиата в порядке, установленном законом. Отсутствие государственной регистрации не влияет на действие прав, предоставленных по лицензии или иным договором, и других прав на соответствующий объект права интеллектуальной собственности, в частности на право лицензиата на обращение в суд за защитой нарушенных прав. Факты передачи исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые в соответствии с ГК или иным законом являются действительными после их государственной регистрации, подлежат государственной регистрации.

6. Прекращение авторского договора

Авторские договоры могут прекращаться по разным основаниям. Одни из них наступают независимо от воли сторон, другие, напротив, предполагают проявления воли сторон, каждая из которых пользуется предоставленным ей правом.

Следует отметить, что Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» не содержит никаких норм о прекращении авторских договоров, поэтому этот вопрос регламентируется в основном главой ГК Украины.

Наиболее частным основанием для прекращения действия авторских договоров является истечение срока их действия. Поскольку чаще всего за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, то это является самостоятельным основанием прекращения договора. Однако как отмечает А.П. Сергеев “стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок действия договора, но если автор против этого возражает, договор прекращается” Сергеев А.П. Гражданское право. ч. 3. М., 1998. С. 97..

На практике возможны случаи, когда издательство, опубликовавшее произведение, может быть не заинтересовано в его переиздании, несмотря на то, что согласно договору могло делать это неограниченно число раз в пределах срока его действия. В этом случае авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия.

В качестве основания прекращения договора может выступать невозможность его исполнения. Необходимо отметить, что смерть автора влечет различные последствия. Так, договор литературного, художественного, сценарного заказа прекращается, так как обязательства создать произведение в будущем носят личный характер и не могут быть переданы другим лицам. Договор на готовое произведение может быть прекращен в связи со смертью автора только при отсутствии наследников. В этом случае при отсутствии наследников автора защиту прав последнего осуществляет специально уполномоченный орган.

Авторский договор прекращает свое действие в случае ликвидации организации, в этом случае взаимные претензии сторон (по возврату выплаченного автору аванса и т.д.) принимаются в определенные сроки.

Прекращение авторского договора возможно, путем его расторжения по инициативе сторон. “Свобода” договора, видимо, говорит сама за себя, позволяя сторонам самим решать и этот вопрос. Думается, что расторжение договор должно быть связано с поведением сторон. Существенное нарушение условий договора, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора, является основанием для его расторжения. Так, например, отклонение произведения по непригодности, отказ автора от доработки представленного произведения, нарушение выполнения других обязательств по договору приводит к его расторжению.

До сих пор был рассмотрен вопрос с учетом волеизъявления сторон, однако возможны случаи, когда налицо установленное в законе основание для одностороннего расторжения договора. При этом не упомянута необходимость обращения в суд. В такого рода ситуациях за стороной признается определенное право, которым она может самостоятельно распорядиться. Для этого сторона не нуждается в решении суда, при расторжении договора по требованию одной из сторон, если иное не предусмотрено в Законе или договоре.

Определяя момент, с которого следует считать договор прекращенным, по общему правилу следует руководствоваться нормой, согласно которой “обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора . а при расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора”.

Договор следует считать прекращенным с момента, когда автор довел до сведения пользователя о своем желании расторгнуть договор.

Если договор был расторгнут в следствие существенного нарушения его условий одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

В своей курсовой работе на тему «Авторский договор» я попытался наиболее полно отразить одну из самых не развитых отраслей Украинского законодательства — отрасль авторского права. Основным документом, регулирующим в Украине авторские права, является Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах», им регулируются две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации теле радиовещания — так называемые “смежные” права.

Итак, что же регулирует авторское право — это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы ис-кусства. Авторское право распространяется на произведения науки, лите-ратуры искусства, являющиеся результатом творческой деятельно-сти, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Объектами авторского права могут являться литературные, драматические, сценарные или аудиовизуальные произведения, произведения декоративного и прикладного искусства, сборники и другие декоративные произведения. А раз есть объекты правоотношений, значит должны быть и субъекты которые этими правоотношениями обладают, соответственно субъектами авторского права могут быть авторы произведений, наследники и правопреемники или организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения является авторский договор. Сторонами такого договора являются автор и пользователь.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, предмет этого договора — имущественные авторские права. Авторский договор может передавать как исключительные (разрешение использовать произведение только одному пользователю, определенным способом и в оговоренных произведениях), так и неисключительные (предусматривает возможность автора сохранить за собой права на использование произведения по своему управлению) права.

Авторский договор должен обладать определенными условиями, в круг которых включаются: 1) способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);

2) срок, на который передается право;

3) территорию, на которой может осуществляться использование;

4) размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования;

5) сроки выплаты вознаграждения;

6) другие условия, которые стороны сочтут существенными.

В наше время — время научно-технической революции во многом нарушаются Авторские права. А сколько расходов терпят крупные компании производители! Уже сложно сказать, что невозможно подделать. Очень часто нелегально копируют программное обеспечение, музыку, книги-бестселлеры.

Я считаю, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но, к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам МВД. Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

8. Список используемой литературы

1. Цивільний кодекс України від 16 січня 2003 року N 435-IV

2. Закон України “Про авторське право і суміжні права” Відомості Верховної Ради (ВВР), 1994, N 13, ст.64 В редакції Закону N 2627-III ( 2627-14 ) від 11.07.2001, ВВР, 2001, N 43, ст.214

3. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947.

4. Советское гражданское право. Киев, 1977, ч.1.

5. Гавзе Ф.И. Обязательственное право. Минск, 1968, с. 17

6. Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах. М., 1941. С. 164.

7. Российская газета от 12.07.97 г.

8. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 66.

9. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 80.

10. Сергеев А.П. Гражданское право. ч. 3. М., 1998. С. 93.

11. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева. М., ИНФРА, 1998. С. 463.

12. Грибанов В.П. Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. М., БЕК, 1993. С. 172.

13. Егоров Н.Д. Гражданское право. Ч. 1. Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. С. 480.

14. Брагинский М.И. Договорное право. М., 1997. С. 575

15. Гражданское право. Учебник. ч. 1. Под ред. Ю.К.Толстого. А.П. Сергеева. М., 1996. С. 498.