Аванс за отопление

При внесении аванса за горячую воду и отопление приморцы могут получить скидку 10%

Акция «Скидка за аванс» стартовала в Примтеплоэнерго с 1 июля. До конца октября абоненты при внесении аванса за услуги предприятия получит скидку в размере 10% за оплаченный период, сообщает пресс-служба предприятия.

Стать участником акции может любой абонент предприятия при условии полного отсутствия задолженности на его лицевом счете за услуги Примтеплоэнерго. В этом случае сумма начисления в квитанции будет снижена на 10% от внесенного авансом платежа. Объем скидки будет отражен в квитанции отдельной строкой. Чем продолжительнее период, за который внесен аванс, тем значительнее экономия от платы за услуги предприятия.

В прошлом году в акции приняли участие более 44 500 абонентов Примтеплоэнерго. Общая сумма внесенного аванса составила 27 млн рублей. Участники акции, по подсчетам организаторов, сэкономили 2,7 млн рублей.

«Акция продлится до начала отопительного сезона. Полученные средства будут использованы на реализацию ремонтной программы, закупку топлива и в итоге – на повышение качества услуг теплоснабжения абонентов Примтеплоэнерго», – отметил начальник управления сбыта Примтеплоэнерго Владимир Машегиров.

Отметим, Примтеплоэнерго оказывает услуги в 29 муниципальных образованиях края за исключением Владивостока, Уссурийска и ряда территорий.

Домоуправления просят аванс за отопление

Многие домоуправления уже предупредили своих клиентов о том, что из-за долгов жителей для начала отопительного сезона не хватает средств, поэтому они выставляют авансовые счета, пишет в четверг газета Diena.

Варианты у домоуправлений разные. Например, компания Modulis 1, которая обслуживает дома в Кенгарагсе, разослала предупреждение о предоплате за тепло в августе и сентябре, а компания Hausmaster уже в июне выставила своим клиентам авансовые счета, пояснив, что предоплата — дело добровольное.

Домоуправления призывают жителей погасить задолженность и предупреждают о жестких мерах. Управляющий Hausmaster обещает разослать списки должников всем жителям, насчитывать штрафные санкции с первого же дня просрочки, рассылать короткие сообщения на мобильный телефон, использовать все технические возможности для отключения коммунальных услуг, обращаться в суд для взыскания не только больших, но малых сумм.

Клиентам, которые внесли авансовый платеж, обещают сделать перерасчет в апреле и мае. Но у жителей есть право требовать перерасчета и раньше, пояснила изданию консультант Hausmaster по общественным отношениям Дагния Дижбите.

Заметим, что общая сумма долга рижан за отопление составляет 11 млн. латов. Эта цифра больше, чем в прошлом году, но платежная дисциплина улучшилась, поясняет представитель Rīgas siltums Линда Ренце.

ЖКХ авансом: деньги вперед

Не исключено, что скоро оплачивать услуги ЖКХ россиянам придется авансом. Правительство предложило перевести потребителей коммунальных услуг на предоплату. Но уже высказывается мнение, что такая система целесообразна только для должников. Кому правительство планирует закрутить гайки, и как изменится ситуация?

Утром деньги, вечером газ

Сегодня плата за жилое помещение и коммуналку должна вноситься ежемесячно до определенного числа следующего месяца. Однако уже в будущем правила могут поменяться – оплачивать услуги придется за месяц до этого срока. Кроме того, ужесточатся и санкции за неуплату: планируется отключать газ абоненту не через 30, как сейчас, а через 20 суток после получения им соответствующего уведомления. Документацию по этому вопросу в срок до 10 февраля 2014 года также поручено подготовить Минэнерго, Минрегиону, Минэкономразвития и ФСТ, сообщается на сайте правительства.

Также среди других вопросов предусматривается установление субсидиарной ответственности российских субъектов и муниципалитетов перед поставщиками газа в случае принятия необоснованных тарифов. Руководителям субъектов уже до 2 декабря нужно будет предоставить в «Газпром» материалы, обосновывающие установленные тарифы на тепловую энергию. А «Газпрому» и другим поставщикам газа рекомендовано организовать проведение независимого аудита установленных тарифов на тепловую энергию, чтобы понять, соответствуют ли они затратам теплоснабжающих организаций. Результаты аудита, в свою очередь, должны быть представлены в ФСТ России до 10 июня 2014 года. По итогам ФСТ совместно с заинтересованными федеральными органами власти предложат требования к механизму формирования тарифов на тепловую энергию и доложат о результатах в правительство РФ до 1 июля 2014 года.

Преждевременные траты?

Новый проект законодатели называют вынужденной мерой: страна погрязла в долгах. Сегодня по официальным данным, сумма задолженности жильцов по ЖКХ перевалила за 150 миллиардов рублей, что на 27 процентов больше, чем в прошлом году. Только за газ в 2013 году население недоплатило почти 45 миллиардов рублей.

Но далеко не все россияне откладывают оплату коммуналки в долгий ящик и в их отношении применять оплату авансом было бы несправедливо. «Закручивать гайки надо только в отношении должников, которые в течение года больше трех раз забывали оплачивать свои счета, притом это должно касаться как физических лиц, так и управляющих компаний, – заявил руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве Андрей Чибис. – Если же они откажутся платить заранее, то у них отключат электроэнергию и газ. Нетронутыми останется холодная вода и тепло в отопительный период». Тем самым ресурсоснабжающие организации планируют продемонстрировать, что больше не намерены обслуживать в долг.

Как сообщает «Российская газета», в принятии столь экстренных мер законодатели вновь ориентируются на Запад. «В странах Восточной Европы, в том числе и в Прибалтике, платежи за коммунальные услуги оплачиваются авансом независимо от того, что у потребителей имеются приборы учета. Благодаря этому обеспечивается жесткая платежная дисциплина, – заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер на одном из последних заседаний правительства. – Считаем, что необходимо рассмотреть возможность перехода к авансовой системе оплаты коммунальных услуг и в нашей стране».

Во многих странах действительно существует система авансовых платежей: компании списывают необходимую сумму с карточки потребителя заранее. Если же у плательщика возникают вопросы к сумме этого платежа, то он связывается с поставщиками и начинает разбираться. Такая система не может заработать у нас даже теоретически: большинство россиян расплачиваются наличными.

Спорное предложение

Задолженность Челябинской области перед предприятиями ЖКХ насчитывает уже 616 миллионов рублей. Это уровень среднемесячного начисления за услуги ЖКХ, заявил в октябре текущего года министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства региона Виктор Тупикин. При этом больше всего должников в Кыштыме, Верхнем Уфалее, Саткинском, Красноармейском, Каслинском и Чебаркульском районах. Причем хроническими неплательщиками являются не пенсионеры и другие льготники, добросовестно следящие за счетчиками и своевременностью оплаты, а обеспеченные люди, которым просто лень оплачивать коммуналку в срок.

Однако, по убеждению многих, дыма без огня не бывает, – и население с деньгами вряд ли будет выкраивать на жизнь за счет коммуналки. «Коммуналка по предоплате – продолжение театра абсурда, – считает руководитель движения «Прозрачное ЖКХ» Александр Святов. – Известно, что большая часть долгов, около 2/3 – задолженность промышленных предприятий перед поставщиками. В то время как население задолжало им гораздо меньше. В связи с этим новые «карательные меры» кажутся несправедливыми.

Потом неясно, как будет осуществляться так называемая субсидиарная ответственность муниципалитетов перед поставщиками газа. Образуется длинная запутанная цепочка. И потом непонятно, откуда возьмется независимый аудит, каковы будут критерии оценки. Надо учитывать и многие другие факторы: Россия – это огромная страна, одни субъекты у нас находятся на севере, другие – на юге, следовательно у всех потребление ресурсов разное. Как в этой ситуации можно подвести тарифы к общему знаменателю обоснованности? Опять-таки, нет механизма. Думаю, за населением не заржавеет – начнутся несанкционированные врезки к газу и прочим сетям».

По мнению юристов, нововведения могут развязать руки УК. «Пока непонятно, каким образом взимание предоплаты будет реализовано и как УК будут собирать деньги с жильцов, – делится мнением директор службы юридической помощи «Центр по защите прав» Алексей Мотылев. – Подозреваю, что логичнее было бы оставить возможность предоплаты добровольной, а за осуществление оплаты коммуналки авансом должна предоставляться скидка. И вот тут-то УК вполне могут ввести свои правила, например, присваивать эту так называемую «скидку» себе».

В любом случае, по мнению экспертов, законодателям придется попотеть. Ведь прежде чем ввести новые нормы, нужно переписать Жилищный и Гражданский кодексы. «Нужно будет внести изменения в законодательные акты. Это сложный и долгий процесс, – отметил начальник Челябинского отдела управления Госжилинспекции Минстроя области Николай Гашков. – Конечно, с одной стороны плюсы в новом проекте есть – за предоставляемые ресурасы надо своевременно расплачиваться. На сегодня задолженность по ЖКХ непомерно высокая. Но, с другой, это опять-таки рост бремени для населения. Не секрет, что некоторым людям накладно даже текущие платежи оплачивать, не говоря уже о предварительных. В данный момент предложение аванса идет вразрез с правилом оплаты услуг по факту их получения и кажется незаконным».

А пока законодатели разрабатывают поправки, население высказывает свое мнение. «Я и сейчас иногда не в срок плачу по счетам, бывает, задерживаю оплату на месяц-два по вынужденным обстоятельствам, – делится мнением челябинка Елена. – В наших условиях, когда население используют как один из ресурсов для получения денег, думаю, по другому никак и не грех нагреть государство. Мало того, что, несмотря на установку счетчиков, меньше платить мы не стали, так как наверху быстро смекнули о невыгодности и увеличили тарифы, теперь они решили опустошить наши кошельки на месяц вперед. Тогда пусть и зарплату на месяц целиком вперед платят!»

Аванс новому сотруднику в первый месяц работы

Аванс новому сотруднику — такое словосочетание режет слух работодателю (какой аванс новичку — пока не заработал) и весьма актуально для самого работника (длительные поиски работы могли изрядно истощить его денежные запасы). Как найти компромисс в этом вопросе, узнайте из нашего материала.

ТК РФ о зарплатном авансе новичку

Про зарплатный аванс новичкам в трудовом законодательстве не упоминается. При этом в ст. 136 ТК РФ установлены следующие требования:

  • выплата зарплаты — не реже чем каждые полмесяца;
  • конкретная дата выплаты устанавливается во внутрифирменных локальных актах, но не позже 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Как в бухучете отразить зарплатные начисления, узнайте из нашей публикации.

  • называет все зарплатные выплаты «заработной платой», термин «аванс» не применяется;
  • определяет минимальное количество зарплатных выплат в месяц, каждая из которых носит не авансированный характер, а исчисляется исходя из фактически отработанного времени;
  • устанавливает максимально допустимый календарный разрыв между первой и второй частями зарплаты;
  • оставляет право компаниям и ИП определять даты выдачи денег и расчетные алгоритмы.

Узнайте о правах работодателя из статьи.

Закрепляем «зарплатные» сроки

Даты первой и второй зарплатных выплат определите сами. Например, можно установить соответственно 30 (31) и 15 (16) числа — такой вариант чиновники считают оптимальным (письмо Минздравсоцразвития России от 25.02.2009 № 22-2-709).

Бланк зарплатной ведомости скачайте здесь.

Не забудьте про новичков — для них тоже важно установить срок их первой зарплаты, и она может не совпадать с установленными в компании датами.

Описание зарплатных аспектов сделайте в локальном внутрифирменном акте — это могут быть ПВТР (правила внутреннего трудового распорядка), положение об оплате труда, коллективный договор и др.

С внутренними локальными актами, в которые включаются «зарплатные» аспекты, вас познакомят публикации:

Конкретные формулировки по установлению зарплатных выплат смотрите ниже.

Первой зарплате — отдельный срок

Формулируя текст зарплатной части внутренних локальных актов, ориентируйтесь на следующие правила:

  • Срок выдачи зарплаты — это конкретный день, а не календарный период. На этом настаивает Роструд.

Подробности узнайте здесь.

  • Распределите дни выдачи первой и второй частей зарплаты так, чтобы каждые полмесяца работники получали плату за свой труд. Это требование ст. 136 ТК РФ.

Подбирайте удобные даты исходя из особенностей работы компании. Это могут быть, например, 10-е число (окончательный расчет за предыдущий месяц) и 25-е число (аванс за текущий месяц).

Следует учесть, что при такой формулировке в особом положении оказываются новички — лица, приступившие к работе в один из дней расчетного месяца. Получается, что при зарплатных выплатах 5-го числа (расчет за предыдущий месяц) и 20-го числа (аванс за текущий месяц) сотруднику, поступившему на работу 1-го числа, нужно выплатить только аванс 20-го числа. То есть разрыв между началом работы и датой выплаты аванса — более ½ месяца, что является нарушением законодательства. Как быть в такой ситуации, расскажем далее.

Авансы вновь принятым сотрудникам — что и где прописываем?

Сроки для аванса вновь принятым сотрудникам включите в ПВТР (или иной локальный акт) в один раздел с описанием общих для всего коллектива зарплатных сроков.

В качестве образца можно использовать формулировку из следующего примера.

В ООО «Техностройпром» все зарплатные нюансы отражены в Положении об оплате труда. Исходя из современных формулировок трудового законодательства, компания решила не применять термин «аванс» и определила, что зарплату будет выдавать дважды в месяц.

При этом для новичков в первый месяц работы предусмотрены специальные сроки выплаты зарплаты, позволяющие:

  • выполнить требования ТК РФ о выплате зарплаты не реже чем каждые полмесяца (чаще можно, реже — нельзя);
  • постепенно (без ущерба для новичков и работодателя) перевести новичков на обычный график выплат, предусмотренный в компании, не нарушая требований трудового законодательства.

Выдержка из Положения об оплате труда ООО «Техностройпром»:

3.1. Заработная плата в ООО “Техностройпром” выплачивается:

  • 20-го числа текущего месяца — за 1-ю половину расчетного месяца;
  • 5-го числа следующего месяца — за 2-ю половину расчетного месяца.

3.2. Сроки выдачи зарплаты в первый месяц работы для вновь принятых работников:

Календарные сроки поступления на работу

Срок первой выплаты заработной платы

С 1-е по 14-е число

15-го числа — исключительно для вновь принятых работников

С 15-го по 19-го число

20-е число — одновременно со всеми работниками

С 20-го числа до конца месяца

5-е число — в общие для выплаты зарплаты сроки

3.3. Последующие выплаты заработной платы осуществляются в установленные в ООО “Техностройпром” сроки, указанные в п. 3.1».

Полный текст Положения об оплате труда ООО «Техностройпром» вы можете увидеть по ссылке.

О помогающих в работе локальных актах узнайте из материалов:

  • «Положение о служебных командировках — образец-2017»;
  • «Положение о системе управления охраной труда — образец»;
  • «Регламент по работе с дебиторской задолженностью — образец».

Кроме сроков локальный акт может содержать и указание на алгоритм исчисления суммы каждой зарплатной выплаты, в том числе аванса в первый месяц работы.

Способ расчета аванса при приеме на работу

Закрепите в локальном акте способ расчета аванса при приеме на работу — он не должен противоречить требованиям законодательства, которое определяет рассчитывать первую и вторую зарплатные выплаты исходя из фактически отработанного времени.

Нельзя установить аванс в твердой сумме для всех работников — без предварительных расчетов не обойтись.

Кроме того, следует учитывать требования НПА и мнение чиновников относительно минимального и максимального размеров аванса:

Величина аванса

Мнение чиновников и законодателей

НПА

Минимальный размер аванса должен быть не ниже тарифной ставки работника за отработанное время

Выплата сотруднику за половину месяца не может быть меньше тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время (фактически выполненный объем работы)

Письмо Роструда от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660

Аванс исчисляется на основе оклада (тарифной ставки) и надбавок к нему (за совмещение, за работу в ночное время по графику и т. п.)

Те выплаты, которые определяются по итогам завершившегося месяца (премия, сверхурочные), при исчислении аванса использоваться не должны

Письмо Минтруда РФ от 10.08.2017 № 14-1/В-725

(законодательно не регламентируется)

Начислять заработную плату за каждые полмесяца нужно примерно в равных суммах (без учета премиальных выплат), так как выплата зарплаты предусмотрена не реже чем 2 раза в месяц

Письмо Минздравсоцразвития России от 25.02.2009 № 22-2-709

Новичку не выдали аванс — каковы последствия?

Конкретной нормы закона, устанавливающей ответственность за несвоевременную выплату аванса новым сотрудникам или неверный расчет ее суммы, не существует.

Тем не менее допустившему отступления от законодательных требований работодателю ответственности не избежать. В этой ситуации действуют общие нормы, а именно:

Вид нарушения законодательства о труде

Вид ответственности

Наказание

Несвоевременная выплата (невыплата) аванса, заработной платы

Первичное нарушение — штраф на должностных лиц и ИП от 1 000 до 5 000 руб., на компанию — от 30 000 до 50 000 руб.;

Повторное нарушение — штраф на должностных лиц и ИП от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, на компанию — от 50 000 до 70 000 руб.

Если зарплата не выплачена по вине руководителя (или иного уполномоченного лица), это может рассматриваться как ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей и повлечь наложение одного из предусмотренных ст. 192 ТК РФ дисциплинарных взысканий

Работодатель обязан выплачивать (кроме задержанной зарплаты) проценты — не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно

Частичная невыплата свыше 3 месяцев зарплаты, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до 120 000 руб., зарплаты или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Полная невыплата свыше 2 месяцев зарплаты (или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации — наказывается штрафом в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Не избежать наказания работодателю, если сотрудник попросит выдавать зарплату одной суммой единожды в месяц и ему в этой просьбе не будет отказано (письмо Роструда от 30.11.2009 № 3528-6-1).

Если же ваш работник обратится с просьбой заплатить ему аванс за несколько месяцев вперед, а вы ему пойдете навстречу, оформите такую выплату в форме займа с минимальной ставкой процента. В ином случае у вас могут возникнуть разного рода проблемы: аванс могут посчитать беспроцентным займом (необходимость удержания НДФЛ с суммы матвыгоды от экономии на процентах), и придется со всей суммы сразу уплатить страховые взносы и др.

Работодатель, не расплатившийся за первую половину месяца с сотрудником (новичком или давно работающим), не будет наказан только в том случае, если в первой половине месяца этот сотрудник не работал (апелляционное определение Московского областного суда от 07.08.2012 по делу № 33-15891/2012).

Узнайте, будут ли в ближайшее время ужесточать ответственность работодателей за задержку зарплаты.

Первую выплату зарплаты новички должны получить не позднее чем через 2 недели после начала работы. Все последующие — в сроки, предусмотренные компанией для выдачи зарплаты (каждые полмесяца, учитывая фактически отработанные дни).

Для того чтобы выполнить зарплатные требования законодательства в отношении новичков, необходимо в локальном акте компании предусмотреть специальные сроки выплаты первой зарплаты. Иначе работодатель может быть подвергнут дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Коварная переплата: разбираемся в квитанции на оплату ЖКХ

Я исправно плачу за услуги ЖКХ, каждый месяц без задержек, веношу ровно такую сумму, которая указана в квитанции в графе «итого к.

Иркутск, 13 мая – АиФ-ВС. На вопрос читателя отвечает заместитель директора проекта Система «Город» Ирина БУРНОСОВА:

– Радует, что люди стали изучать свои квитанции, разбираться в начислениях и задавать вопросы. В описанном случае никакого сбоя не произошло, долг действительно реальный. Объясню его происхождение. Раньше, если потребитель платил копейка в копейку, задолженность по отдельной услуге образоваться не могла. ЖЭК или управляющая компания собирали деньги в один котёл и сами рассчитывались с поставщиками ресурсов. Однако такое положение дел перестало устраивать ресурсоснабжающие организации. По их мнению, часть предназначенных им денег или оседала в кармане УК, или перечислялась несвоевременно. Чтобы сделать платежи более прозрачными, ввели систему расщепления. Теперь собранные с населения средства напрямую поступают поставщикам услуг: ежедневно деньги за холодную воду и водоотведение переводятся в «Водоканал», за отопление и горячую воду – в теплосбытовую компанию, за содержание жилья – управляющей организации. До места назначения они идут максимум сутки. Сегодня по такому принципу работает почти половина наших клиентов из числа ТСЖ и управляющих компаний.

Издержки расщепления

Откуда же берётся долг, если вы платите за «коммуналку» копейка в копейку? Обычно все карты путает сделанный по итогам прошлого месяца перерасчёт за тепло или воду. Если ваш дом сэкономил, например, на тепле, то в строке «отопление» неминуемо появится переплата – её обозначают в квитанции знаком «минус». Переплата может быть такой большой, что не только закроет текущий платёж по отоплению, но ещё и перейдёт на следующий месяц. Зачесть её, предположим, в счёт холодной воды, нельзя, так как воду и тепло предоставляют разные поставщики. Прежде, когда деньги собирали в общий котёл, и управляющая компания сама рассчитывалась с ресурсоснабжающими организациями, никто не заострял на этом внимание собственников. Какому поставщику, какую сумму перечислить – было заботой управляющей компании. Сейчас каждый потребитель должен чётко понимать: если у него есть переплата по какой-то услуге, допустим, в тысячу рублей, то эту тысячу он недоплачивает за другие услуги. В итоге по ним копится долг.

В идеале, чтобы избежать задолженности, нужно внести сумму, увеличенную ровно на размер переплаты. Например, если в строке «итого к оплате» стоит 2300 рублей, а переплата составляет 200 рублей, то отдать придётся 2500 рублей. В следующем месяце ваш аванс в 200 рублей обязательно учтут при начислении.

В некоторых городах области нашли другой выход – там просто стали выдавать людям пачку квитанций – по каждой услуге свою. Сразу всё встало на свои места: если собственник видит, что за воду у него переплата, он просто в этом месяце не платит за неё. Другие же услуги гасит полностью.

Сегодня извещение, завтра деньги

В Иркутске уже не один год обсуждается идея создания Единого расчётно-кассового центра, специалисты которого производили бы все начисления за услуги ЖКХ и собирали средства с населения.

Единый РАСЧЁТНЫЙ центр действительно нужен, считает Ирина Бурносова, а вот КАССОВЫЙ – вряд ли. Это шаг назад. Людей лишат выбора. Сейчас они могут платить за «коммуналку» через кассы банков, платёжные терминалы и банкоматы, а также через Интернет – то есть заплатить можно круглосуточно. С появлением же Единого кассового центра всех, как и прежде, загонят в ограниченное количество точек приёма платежей. Появятся очереди – как следствие, упадёт собираемость. На сегодняшний день, в областном центре работает около 600 пунктов приёма платежей. Единый РКЦ вряд ли обеспечит такое же количество.

Если же вы по-прежнему получаете одну общую квитанцию, следуйте некоторым советам. Не спешите в кассу до того, как придёт извещение об оплате. Сначала внимательно изучите платёжный документ. В нём должны быть перечислены все услуги, нормативы потребления по ним, тарифы, если установлены приборы учёта – их показания, а также размер задолженности или переплаты на начало расчётного периода по каждой услуге, начисления за текущий месяц и итоговая сумма оплаты. Если управляющая компания не разносит извещения по почтовым ящикам, жильцы могут самостоятельно получить свою платёжку в офисе УК либо ознакомиться с ней на сайте «Системы «Город» uplati.ru. Для доступа к информации необходимо получить карту Системы (она бесплатная) и ПИН-код для доступа в личный кабинет, где вы сможете отслеживать все свои платежи.

Если у собственника возникают вопросы по начислениям, задавать их стоит прежде всего своей управляющей компании или ТСЖ. Платёжная система не имеет никакого отношения к начислениям, она лишь собирает с населения средства в соответствии с данными, полученными от управляющих компаний и ТСЖ, и перечисляет их поставщикам услуг.

Поэтому неразбериха с переплатами в первую очередь связана с тем, насколько корректно сделала начисления управляющая компания. Единых правил сегодня, к сожалению, нет. Одни бухгалтера работают в Exel, другие в 1С, третьи вообще считают вручную в «амбарной книге». У всех УК разные программы, разные возможности и разный технический уровень.

Но, как говорится, безвыходных ситуаций не бывает. Технические возможности «Системы «Город» настолько велики, что позволяют упорядочить ситуацию с накоплением переплат по каким-то услугам. Мы всегда можем настроить нашу программу так, чтобы сделать расщепление наиболее корректным. Но подвести всех под единый алгоритм не получится. С каждой управляющей компанией нужно работать индивидуально. Мы всегда открыты для диалога. Давайте вместе делать платежи за услуги ЖКХ эффективными, прозрачными и удобными для людей.

27.07.2016 | Новый порядок оплаты отопления

Внимание! Часть разъяснений в настоящей статье утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 N232).
Актуальные варианты расчета стоимости отопления приведены в статье по ссылке > > > (дата публикации 26.02.2018).

30 июня 2016 года окончательно истек срок действия ПП РФ от 23.05.2006 N307 (далее – Правила 307) – того самого постановления, предусматривающего оплату отопления ежемесячно равными частями в течение года. Теперь порядок расчета платы за отопление определяется исключительно постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354). Однако, нормы Правил 307 не исчезли – именно в последний день действия Правил 307 вступило в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603, которым порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами 307, включен в Правила 354 в качестве одного из вариантов расчета за отопление.

Предыстория

Напомним – Правилами 354 в Правила 307 были внесены изменения, согласно которым с 01 сентября 2012 года утратили силу положения Правил 307 в отношении всех коммунальных услуг за исключением отопления. Поскольку Правила 354 предусматривали расчет за коммунальную услуг по отоплению по факту потребления (то есть исключительно в отопительный период – либо по приборам учета, либо по нормативам потребления), а Правила 307 предусматривали оплату отопления в течение года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Правительство РФ предоставило субъектам РФ право принять решение о выборе способа оплаты отопления – либо по Правилам 354, либо по Правилам 307. При этом существование двух вариантов оплат отопления декларировалось как временное, установленное на некий «переходный период», необходимый для отказа от норм Правил 307 и установления порядка оплаты отопления, предусмотренного Правилами 354. В качестве даты окончания такого «переходного периода» была установлена дата 31 декабря 2014 года, после которой на всей территории РФ должен был действовать единый и единственный порядок оплаты отопления, регламентированный Правилами 354.

Однако, значительная часть субъектов РФ не пожелали применять на своих территориях новый порядок оплаты отопления, сохранив круглогодичную оплату отопления, и буквально за неделю до планируемого истечения срока действия Правил 307 было обнародовано постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N1380 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 22 декабря 2014 года, вступило в силу 30 декабря 2014 года). Надо отметить, что такой «новогодний подарок» весьма ощутимо увеличил расходы тех организаций, которые (как это, собственно, и должно быть при ответственном подходе к делу) провели мероприятия по подготовке к переходу на Правила 354 – установили новое программное обеспечение, провели корректировку платы за отопление (Правилами 354 такая корректировка не предусматривалась, ее надо было провести в период действия Правил 307), осуществили ряд других действий. Но запланированной ранее отмены Правил 307 не произошло, и все подготовительные мероприятия оказались напрасными. Интересно, что органы госвласти подавляющей части субъектов РФ, в которых действовали Правила 307, даже не планировали принимать какие-либо региональные нормативные правовые акты, соответствующие новому порядку оплаты отопления, утвержденному Правилами 354 (например, НПА устанавливающие нормативы потребления теплоэнергии на отопление именно в месяцы отопительного периода, другие необходимые НПА).

ПП РФ от 17.12.2014 N1380 продлило действие Правил 307 до 30 июня 2016 года. О дальнейшем продлении действия Правил 307 Правительство РФ не заявляло, но продление действия норм Правил 307 все же произошло. Само постановление от 23.05.2006 N307, как и планировалось, утратило силу с 01.07.2016, но нормы, предусматривающие возможность оплаты отопления равными частями в течение всего года, были внесены в Правила 354. В отличие от декабря 2014 года в июне 2016 года постановление Правительства РФ, которым внесены такие поправки, было обнародовано не за неделю, а непосредственно в последний день действия Правил 307, то есть 30 июня 2016 года, и в этот же день ПП РФ от 29.06.2015 N603 вступило в силу.

Способы оплаты отопления

Согласно пункту 42.1 Правил 354 в новой редакции «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».

Сразу необходимо отметить, что правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2015 N603 устанавливает:
«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».

Необходимо особо отметить, что ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты отопления – такими полномочиями обладают только органы госвласти субъекта РФ.

Поскольку ПП РФ 603 было принято 29 июня, а 30 июня обнародовано и в этот же день вступило в силу, Правительство РФ предусмотрело продление действующего на момент вступления в силу постановления N603 способа оплаты отопления. Пункт 3 ПП РФ от 29.06.2016 N603 устанавливает:
«3. Установить, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления».

При этом абзац 1 пункта 42.2 Правил 354 устанавливает: «42.2. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».

Таким образом, до принятия органами госвласти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016. Органы госвласти субъекта РФ имеют право принять решение об изменении действующего способа – такое решение может приниматься один раз в год, в срок до 1 октября. Реализуется указанное решение только в году, следующем за годом принятия такого решения – либо с 01 июля (при переходе на равномерную оплату в течение года), либо с начала отопительного периода (при переходе на оплату в отопительный период).

Формулы расчета

Рассмотрим порядок оплаты отопления в 4 типовых случаях:
1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность оборудования ОПУ отсутствует;
2. Дом не оборудован ОПУ, при этом техническая возможность оборудования ОПУ имеется;
3. Дом оборудован ОПУ, но не все помещения дома оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ);
4. Дом оборудован ОПУ, и все помещения дома оборудованы ИПУ.

Представим формулы для каждой из приведенных ситуаций в виде таблицы, с разделением на два варианта:
1) Оплата отопления осуществляется в течение отопительного периода;
2) Оплата отопления осуществляется равномерно в течение календарного года.

В таблице используются следующие обозначения:
ОПУ – коллективный (общедомовой) прибор учета;
ИПУ – индивидуальный прибор учета;
МКД – многоквартирный дом;
Pi – размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД (размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД).

Наличие/отсутствие приборов учета

Оплата в течение отопительного периода

Оплата равномерно в течение года

Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД (ИПУ в жилом доме) при отсутствии технической возможности установки прибора учета

Формула 2 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Формула 2.1 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД при наличии технической возможности установки ОПУ

Формула 2.2 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Формула 2.3 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
N T – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

МКД оборудован ОПУ, не все помещения МКД оборудованы ИПУ

Формула 3 Приложения 2 Правил 354:

где:
V Д – объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

1) Формула 3.1 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
VТ – среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.2:

,

где:
Pk.пр – размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

МКД оборудован ОПУ, все помещения МКД оборудованы ИПУ

Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

,

где:
Vi n – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ в i-м помещении;
Vi ОДН – объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях МКД, который определяется по формуле:

,

где:
V Д – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

1) Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

,

где:
Vi n – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Vi ОДН – объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

,

где:
V Д – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.4:

,

где:
Pk – размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в МКД, определенный исходя из показаний ОПУ и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ;
Pn. – размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний ИПУ, и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ;
Pn.n – размер платы за объем (количество) тепловой энергии, потребленной за прошедший год в МКД, оборудованном ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленной за прошедший год во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

,

где:
V Д – объем (количество) потребленной за прошедший год в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Vi n – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД.

Еще одна формула, на которую стоит обратить внимание — это формула 6.1 Приложения 2 Правил 354.

Согласно абзацу 2 пункта 42.2 Правил 354: «В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6.1 приложения N 2 к настоящим Правилам».

Пункт 6.1 Приложения 2 Правил 354 устанавливает:
«6.1. В случаях, предусмотренных пунктом 42.2, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6.1:

,

где:
Pk.прразмер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета — из нормативов потребления;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.».

Логика здесь довольно понятная. В случае изменения способа оплаты отопления в течение календарного года применяется два способа оплаты: в начале года один способ, в конце года – другой. Вследствие наличия двух способов возможно появление расхождений между объемом отопления, предъявленным потребителям к оплате в течение года, и фактически потребленным объемом. Для ликвидации этих расхождений в I квартале года, следующего за годом, в котором вступило в силу решение об изменении способа оплаты, проводится корректировка платы за тот год, в котором был изменен способ оплаты. Не следует путать такую корректировку с корректировкой платы за отопление, проводимой при равномерной оплате отопления в течение года.

Оплата отопления ИКУ в РСО

Ранее был рассмотрен расчет платы за отопление, которую потребители услуг оплачивают исполнителю коммунальных услуг (ИКУ). С учетом того, что ПП РФ от 29.06.2016 N603 внесены изменения не только в Правила 354, но и в ПП РФ от 14.02.2014 N124 (далее – Правила 124), необходимо отметить несколько существенных моментов, касающихся порядка и размера оплаты отопления ИКУ в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603 пункт 22 Правил 124 дополнен подпунктом «е», устанавливающим:
«е) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт».

То есть, в случае отсутствия ОПУ при наличии технической возможности установки ОПУ при расчетах ИКУ с РСО за коммунальный ресурс по отоплению применяется такой же повышающий коэффициент, как и при расчетах потребителей с ИКУ.

Кроме того, Правила 124 дополнены пунктами 25.1 – 25.2, устанавливающими:
«25.1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний — исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, жилой дом, фиксируется двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется ресурсоснабжающей организацией один раз в год;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
в) в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
25.2. Коэффициент периодичности внесения платы за тепловую энергию определяется путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году
».

Приведенные нормы упорядочивают взаимодействие ИКУ с РСО при расчетах за коммунальный ресурс по отоплению. Теперь исключена ранее существовавшая неопределенность, при которой РСО требовали от ИКУ оплату отопления по факту потребления (по ОПУ), несмотря на установленный в субъекте РФ порядок оплаты отопления потребителями по среднемесячному объему потребления равномерно в течение года. Подпункт «а» пункта 25.1 Правил 124 прямо указывает на необходимость оплаты отопления от ИКУ в РСО по среднемесячному объему потребления с проведением корректировки один раз в год. Введение указанной нормы позволит прекратить многочисленные споры, связанные со взысканием с ИКУ в пользу РСО пеней с задолженности, являющейся разницей между стоимостью среднего объема отопления, предъявляемого к оплате потребителям, и фактически потребленного объема отопления, определенного по ОПУ.

Подпункт «в» пункта 25.1 и пункт 25.2 Правил 124 исключают споры, связанные с попытками РСО в случае выбора способа оплаты равномерно в течение года применять в расчетах с ИКУ норматив, установленный для способа оплаты в отопительный период.

Внимание! Часть разъяснений в настоящей статье утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 N232).
Актуальные варианты расчета стоимости отопления приведены в статье по ссылке > > > (дата публикации 26.02.2018).

Статья формате pdf размещена здесь >>>