78 статья рсфср

Статья 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Новая редакция Ст. 78 НК РФ

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац третий утратил силу.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Комментарий к Статье 78 НК РФ

Статья 78 НК РФ устанавливает правила зачета или возврата налогов, штрафов, пеней. Новая редакция указанной статьи введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ и вступает в силу с 1 января 2007 г.

Согласно п. 1 комментируемой статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет будущих предстоящих платежей по этому же налогу или сбору или иным налогам и сборам. Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем, и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, скажем, порядок возврата предусмотрен в п. п. 7 — 10 ст. 78 НК РФ, этот вопрос мы с вами рассмотрим ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат налогов производят налоговая инспекция, где организация или предприниматель состоят на учете. В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговики обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факту излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Ранее действовавшая редакция (до 2007 г.) предполагала срок в 1 месяц на уведомление налогоплательщика.

Прежде чем произвести зачет или возврат, проводят сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Обратите внимание: в Налоговом кодексе РФ указано — может быть проведена, однако на практике это происходит практически всегда.

В п. 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) по общему правилу налоговая инспекция проводит зачет (в счет предстоящих платежей):

— по тому виду налога, по которому имела место переплата;

— на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;

б) решение налогового органа о зачете:

должно быть принято в течение десяти дней, считая с даты, когда получено заявление плательщика;

Заявление принимается, если зачтенная сумма направляется в тот же бюджет (например, региональный) или внебюджетный фонд (например, ПФР), в который была направлена излишне уплаченная сумма налогов.

Пунктом 4 ст. 78 установлены новые сроки на принятие налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога — десять дней. До 2007 г. срок составлял пять дней. А также о возврате сумм излишне взысканного налога — десять дней (вместо ранее действовавшего срока в две недели).

Однако из этих правил есть и исключения. Так, если в счет переплаты по налогу погашается недоимка — сумма налогов, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ст. 11 Налогового кодекса), то зачет производится налоговиками самостоятельно. Это касается также и случаев, когда излишне уплаченный налог идет на погашение задолженности по пеням и штрафам.

Возврат налога регулирует п. 7 комментируемой статьи. Во-первых, для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо письменное заявление от плательщика. Подать его можно в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует учесть, что трехлетний срок исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ — о порядке исчисления сроков). Заявление рассматривают в течение месяца с момента, как оно получено. Отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом).

Во-вторых, вернуть налог могут лишь в том случае, если у заявителя отсутствует недоимка (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням и штрафам.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговиками в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговой инспекцией и налогоплательщиком акта сверки.

До истечения десятидневного срока поручение на возврат переплаты, оформленное на основании решения налоговиков, направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который и перечисляет деньги на расчетный счет налогоплательщика.

Пунктом 9 ст. 78 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлен новый срок извещения налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) — в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (вместо ранее действовавшего срока в две недели).

В соответствии с п. 11 ст. 78 правила указанных статей применяются в отношении авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов. Раньше в старой редакции ст. 78 НК РФ о возврате авансов и штрафов речи не шло. Это создавало массу проблем.

Налоговики рассуждают так: в силу п. 1 ст. 55 НК РФ налог исчисляется только по итогам налогового периода, который может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Нормами старой редакции ст. 78 НК РФ не предусмотрено, что она может применяться к авансовым платежам по налогу. Однако Президиум ВАС РФ применительно к налогу на прибыль указал, что: «. превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания полугодия, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном статьей 78 НК РФ. Указанная статья не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей». Такая позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в п. 10 Информационного письма от 22 декабря 2005 г. N 98, была принята на вооружение и арбитражными судами. Арбитры указывают на допустимость зачета и возврата сумм авансовых платежей. В качестве примеров можно привести Постановление ФАС Московского округа от 21 апреля 2006 г. N КА-А41/3211-06.

Что касается процедур зачета и возврата сумм штрафов, то ситуация здесь была аналогичной. Позиция Минфина России по данному вопросу была выражена в Письмах от 20 мая 2002 г. N 04-01-14/1-19, от 3 октября 2005 г. N 03-02-07/1-256, а именно: «Статьями 78 и 79 НК РФ не установлен порядок возврата или зачета сумм излишне уплаченных штрафов». В то же время арбитражная практика склонялась к позиции, что отсутствие в Налоговом кодексе РФ процедуры возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием для удержания суммы штрафа в бюджете и обязывает производить зачет (возврат) сумм штрафов. См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2006 г. N А19-19436/05-5-Ф02-1759/06-С1.

Федеральный закон N 137-ФЗ предусмотрел и переходные положения. Так, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1-го января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. ст. 78 и 79 НК РФ возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в старом порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ.

Таким образом, поправки, внесенные в ст. 78 НК РФ, позволят налогоплательщику с 1-го января 2007 г. осуществлять возврат (зачет) сумм авансовых платежей и штрафов.

В п. 11 ст. 78 НК РФ (в ред. Федерального закона N 137-ФЗ) закреплена норма, согласно которой, территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Другой комментарий к Ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (см. комментарий к ст. 21 Кодекса).

Пунктом 1 ст. 78 Кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном комментируемой статьей.

КС России в Определении от 2 октября 2003 г. N 317-О выразил следующую правовую позицию в отношении зачета или возврата излишне уплаченного акциза:

по своей правовой природе акциз — налог, плательщиком которого является лицо, реализующее товары (иные материальные ценности), которое при этом относит налог на покупателя. В силу п. 1 и 2 ст. 198, а также абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 199 гл. 22 «Акцизы» части второй Кодекса налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизного товара соответствующую сумму акцизов с указанием в расчетных документах этой суммы отдельной строкой, причем данные суммы у налогоплательщика относятся на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а у покупателя — учитываются в стоимости приобретенного товара;

законодатель реализацию права налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченного акциза с возвратом или невозвратом им этих сумм покупателям подакцизных товаров прямо не связывает. Тем не менее одновременный возврат из бюджета заявителю как плательщику акциза излишне уплаченных сумм акциза (равно как и зачет этой суммы в счет будущих платежей) с отнесением всех сумм акциза на покупателей подакцизного товара, без возврата этим покупателям данной излишне уплаченной налогоплательщиком части акциза означало бы неосновательное обогащение плательщика акциза.

Представляет интерес сравнение зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней, сделанное Президиумом ВАС России в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 2046/04 при разрешении конкретного дела:

зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее;

возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней;

следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

2. По общему правилу, установленному п. 2 ст. 78 Кодекса, зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Иные правила могут быть установлены Кодексом, в частности, гл. 25.3 (см. ниже). При проведении зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога проценты на эту сумму не начисляются, если иное не установлено комментируемой статьей.

В пункте 2 комментируемой статьи закреплена обязанность таможенных органов в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

3. Пункт 3 ст. 78 Кодекса устанавливает обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога. Такое сообщение производится в срок не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В пункте 3 комментируемой статьи также установлено, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, взносов и налоговыми агентами (далее — налогоплательщики) по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам Приказом ФНС России от 4 апреля 2005 г. N САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению» утверждены:

«Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам» форма N 23 (полная) (приложение 1 к Приказу);

«Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам» форма N 23-а (краткая) (приложение 2 к Приказу);

«Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам» форма 39-1 (приложения 3 — 4 к Приказу);

«Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам» форма 39-1ф (приложения 5 — 6 к Приказу);

методические указания по их заполнению (приложение 7 к Приказу).

Приказом ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@ утверждены форма Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению .

4. Согласно п. 4 ст. 78 Кодекса основанием для зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей является соответствующее письменное заявление налогоплательщика. Зачет осуществляется по решению налогового органа.

Такое решение в соответствии с п. 4 комментируемой статьи выносится при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

5. В соответствии с п. 5 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Зачет производится на основании соответствующего заявления налогоплательщика и по решению налогового органа.

Пункт 5 комментируемой статьи предоставляет налоговым органам самостоятельно, т.е. без подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

6. В пункте 6 ст. 78 Кодекса установлена обязанность налогового органа проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога. Такое информирование производится в срок не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

7. Согласно п. 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

Пунктом 7 комментируемой статьи также установлено, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

8. В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении КС России от 21 июня 2001 г. N 173-О , из содержания положений п. 3, 7 — 9 ст. 78 Кодекса в их взаимосвязи следует, что норма п. 8 ст. 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 части первой ГК).

Принимая во внимание положения ст. 78 Кодекса, Пленум ВАС России в п. 22 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

9. Согласно п. 9 ст. 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата. Срок, в течение которого производится возврат суммы излишне уплаченного налога, не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.

При нарушении указанного срока в соответствии с п. 9 ст. 78 Кодекса на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата. О ставке рефинансирования Банка России см. комментарий к ст. 64 Кодекса.

В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога. Об исполнении обязанности по уплате налога в иностранной валюте см. комментарий к ст. 45 Кодекса.

Порядок установления Банком России официальных курсов иностранных валют к российскому рублю определен Положением Банка России от 19 декабря 2001 г. N 169-П «Об установлении Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому рублю».

Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 23 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

10. В соответствии с п. 10 ст. 78 Кодекса зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. Как установлено ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то согласно п. 10 комментируемой статьи суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога. Об исполнении обязанности по уплате налога в иностранной валюте см. комментарий к ст. 45 Кодекса.

11. Правила ст. 78 Кодекса о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога согласно ее п. 11 применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 24 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.

Положения комментируемой статьи согласно ее п. 11 в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 «Государственная пошлина» части второй Кодекса. Статьей 333.40 Кодекса установлены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

12. Пункт 12 ст. 78 Кодекса в ранее действовавшей редакции предусматривал применение правил комментируемой статьи о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. В связи с введением в действие Таможенного кодекса РФ п. 12 комментируемой статьи утратил силу.

13. Правила ст. 78 Кодекса о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога согласно ее п. 13 применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При этом, как установлено п. 13 комментируемой статьи, органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные комментируемой главой для налоговых органов. Об органах государственных внебюджетных фондов см. комментарий к ст. 34.1 Кодекса.

Статья 78 УК РФ. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

2. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

3. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со статьей 76.2 настоящего Кодекса. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

4. Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.

5. К лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 настоящего Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.

Комментарии к ст. 78 УК РФ

1. Под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение установленных уголовным законом сроков после совершения преступления, в силу чего лицо, его совершившее, освобождается от уголовной ответственности.

2. Материально-правовым основанием применения института давности является нецелесообразность привлечения к уголовной ответственности ввиду значительного уменьшения общественной опасности преступления по истечении продолжительного времени после его совершения и значительного уменьшения опасности лица, не уклоняющегося от следствия и суда. Вопрос о привлечении к ответственности за преступление, совершенное в далеком прошлом, теряет свою актуальность, а само событие преступления теряется в памяти потерпевших, свидетелей и других лиц.

3. Для применения давности необходимо наличие двух условий:

1) истечение установленных законом сроков;

2) отсутствие обстоятельств, нарушающих течение давности.

4. Действующее законодательство, в отличие (от предыдущего УК), ставит продолжительность сроков давности в зависимость не от срока наказания, предусмотренного за совершенное преступление, а от категории этого преступления. В соответствии со ст. 78 лицо освобождается от уголовной ответственности, если истекли следующие сроки:

а) 2 года — после совершения преступления небольшой тяжести;

б) 6 лет — после совершения преступления средней тяжести;

в) 10 лет — после совершения тяжкого преступления;

г) 15 лет — после совершения особо тяжкого преступления.

Уголовный кодекс впервые сформулировал правила исчисления сроков давности, указав, что они исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу. Это значит, что никакие процессуальные действия по привлечению лица к уголовной ответственности не прекращают течения сроков давности. Если даже лицу был вынесен обвинительный приговор, но он не успел вступить в законную силу до истечения установленных законом давностных сроков, лицо освобождается от уголовной ответственности.

Срок давности исчисляется с 0 часов суток, следующих за днем совершения преступления, а заканчивается в 24 часа последних суток давностного срока. Например, срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление средней тяжести, совершенное 9 января 2008 г., заканчивается в 24 часа 9 января 2014 г.

До принятия действующего УК не был урегулирован вопрос об исчислении давности уголовного преследования за деяния, в которых наступление общественно опасных последствий по времени отделено от совершения противоправных действий (бездействия). В соответствии с ч. 2 ст. 9 УК «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Следовательно, именно с момента совершения предусмотренного уголовным законом действия (бездействия) следует исчислять срок давности привлечения к уголовной ответственности.

Некоторой спецификой обладает порядок исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления.

Длящееся преступление признается фактически оконченным с момента его прекращения либо по воле виновного, либо по не зависящим от его воли причинам. Продолжаемое преступление отличается тем, что фактически оно продолжается уже на стадии оконченного преступления, поэтому срок давности привлечения к уголовной ответственности за него должен исчисляться с момента совершения последнего преступного действия, являющегося звеном в единой цепи действий, охватываемых умыслом виновного.

Таким образом, при совершении и длящихся, и продолжаемых преступлений течение сроков давности начинается с момента фактического, а не юридического окончания преступления.

5. Истечение сроков давности исключает уголовную ответственность только при условии, что их течение не было нарушено. Уголовный кодекс предусматривает один способ нарушения сроков давности — их приостановление. Основанием приостановления сроков давности по действующему законодательству является только уклонение лица. Лицом, уклоняющимся от следствия или суда, следует признавать не только обвиняемого или подозреваемого, но и лицо, которое было вызвано, но не явилось для допроса по поводу совершенного им преступления. Не может считаться уклоняющимся от следствия или суда лицо, которое совершило преступление, но о нем еще не известно правоохранительным органам, а также лицо, причастность которого к преступлению еще не установлена. Под уклонением от следствия и суда нужно понимать любые умышленные действия, совершенные лицом с целью избежать уголовной ответственности за содеянное и поставившие органы расследования или суд перед необходимостью организовать специальные меры розыска на территории всей страны или какой-то ограниченной местности (перемена места жительства, изменение фамилии, проживание по чужим или поддельным документам и т.п.).

Приостановление срока давности означает, что он не течет все время, когда лицо, совершившее преступление, уклонялось от следствия или суда. После задержания этого лица или его добровольной явки с повинной течение срока давности возобновляется. В этом случае время, истекшее до момента уклонения, суммируется со временем, прошедшим после задержания лица или после его явки с повинной. И если сумма этих двух отрезков времени до момента вступления приговора в законную силу превысит установленный законом срок давности, то уголовная ответственность за это преступление исключается.

Прежний УК устанавливал предельный (равный 15 годам) срок, по истечении которого лицо не подлежало уголовной ответственности, даже если оно все это время уклонялось от следствия или суда, не совершив нового преступления. В настоящее время УК такого ограничения не содержит, поэтому уклонение лица, совершившего преступление, от следствия или суда приостанавливает течение сроков давности на неограниченное время.

6. По действующему законодательству в случае совершения лицом нового преступления в течение срока давности за предыдущее сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Это значит, что срок давности за первое преступление продолжает течь по- прежнему, а срок давности за новое преступление начинает течь параллельно независимо от первого преступления.

В случае совершения лицом одновременно двух или нескольких преступлений разных категорий тяжести срок давности привлечения к уголовной ответственности за каждое из них течет отдельно: сначала истекает срок давности за менее тяжкое, потом — за более тяжкое и т.д.

7. Установленные уголовным законом сроки давности применяются независимо от усмотрения органов расследования или суда: их истечение является обязательным основанием освобождения от уголовной ответственности. Однако это положение не распространяется на преступления, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы.

В соответствии с ч. 4 ст. 78 УК вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, за которое законом предусмотрено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, решается судом. В таких случаях истечение установленных сроков давности является не обязательным, а факультативным основанием освобождения виновного от уголовной ответственности. Дело не может быть прекращено на стадии предварительного расследования и обязательно направляется в суд для решения вопроса о применении сроков давности. Суд при этом учитывает личность виновного, продолжительность времени, истекшего с момента совершения преступления, и другие обстоятельства. Но если суд не сочтет возможным освободить такое лицо от уголовной ответственности в связи с истечением 15-летнего срока, то он не вправе назначить ему наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы и обязан назначить лишение свободы на определенный срок.

8. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности осуществляется в определенной процессуальной форме. Возбужденное уголовное дело подлежит прекращению на стадии предварительного расследования, о чем орган дознания, следователь или прокурор выносят соответствующее постановление. В стадии предания суду уголовное дело прекращается постановлением судьи (определением суда). Однако прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности не допускается, если обвиняемый против этого возражает (например, считая себя невиновным). В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Если факт истечения срока давности установлен во время рассмотрения дела судом, разбирательство доводится до конца, и суд выносит либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с освобождением осужденного от наказания.

9. В соответствии с международной Конвенцией о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества от 26.11.1968 Уголовный кодекс предусматривает исключение из общего правила о сроках давности привлечения к уголовной ответственности. Как установлено в ч. 5 ст. 78 УК, сроки давности не применяются к лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. ст. 353, 356, 357 и 358 УК. Лица, совершившие любое из этих преступлений, могут быть привлечены к уголовной ответственности и осуждены независимо от времени, истекшего после совершения преступления. При этом лицам, осужденным за геноцид, может быть назначено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, которое предусмотрено санкцией ст. 357 УК.