61 статья применение огнестрельного оружия

Содержание:

Статья 31.2. Применение огнестрельного оружия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 31.2

Статья 31.2. Применение огнестрельного оружия

В зависимости от обстановки, если другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы;

3) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

4) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против жизни и здоровья, если иными средствами задержать осужденного или лицо, заключенное под стражу, не представляется возможным;

5) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, либо осужденного или лица, заключенного под стражу, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы;

7) для пресечения побега осужденного или лица, заключенного под стражу, из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо при конвоировании, охране или сопровождении указанных лиц, а также для пресечения попытки их насильственного освобождения.

Вооруженным сопротивлением, вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части первой, части седьмой настоящей статьи, а также пункте 10 части первой статьи 30 и части первой статьи 31.1 настоящего Закона, признаются сопротивление, нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Порядок ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Нахождение на внутренних территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, ограниченных линией охраны, с огнестрельным оружием запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Решение о применении огнестрельного оружия в случаях, указанных в пункте 3 части первой настоящей статьи, принимается начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства, при помощи которого совершается побег, путем его повреждения;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица;

3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Глава 61. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.ст. 423 — 427)

Глава 61. Применение физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О правоохранительной службе
Статья 61. Применение огнестрельного и иного оружия

1. Сотрудники имеют право применять огнестрельное и иное оружие для:

1) защиты физических лиц от преступных посягательств в случае угрозы их жизни и здоровью, а равно освобождения заложников;

2) отражения нападения на сотрудников и членов их семей, лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;

2-1) пресечения попытки завладения огнестрельным и иным оружием, специальным транспортным средством правоохранительного органа;

3) отражения нападения на жилые помещения физических лиц, на охраняемые правоохранительными органами объекты, помещения государственных организаций, отражения нападения на служебный или войсковой наряд;

4) задержания лиц, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), задержания вооруженных лиц;

5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника и ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц;

6) защиты от нападения животных в случаях реальной угрозы жизни или здоровью;

7) предупреждения граждан о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

8) во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.

2. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст известен или очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.

Сноска. Статья 61 в редакции Закона РК от 23.04.2014 № 200-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.10.2015 № 374-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 61. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 423-427)

Должностные лица таможенных органов РФ имеют право применять физическую

силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, установленном

Статья 424 ТК дает право должностным лицам применять физическую силу

(например, приемы борьбы) для пресечения правонарушений, задержания лиц, их

совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным

распоряжениям или требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на

территорию, к товарам и транспортным средствам, находящимся под таможенным

контролем, иных действий, препятствующих выполнению возложенных на этих должностных

лиц обязанностей, если ненасильственные способы (например, устные требования

прекратить противоправные действия, попытка пройти на территорию таможенного

склада, осуществить таможенный досмотр) не обеспечивают выполнение этих обязанностей.

Должностные лица таможенных органов в соответствии со ст. 425 ТК имеют

право применять специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивые

вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки

транспорта и др.) в случаях:

— необходимости отражения нападения на работников таможенных органов

РФ или иных лиц (например, пограничников);

— для отражения нападения на здания, строения, сооружения и транспортные

средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары

и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а равно для

освобождения названных объектов в случае их захвата;

— для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение

таможенного органа, если эти лица оказывают неповиновение, сопротивление,

иное противодействие либо могут причинить вред окружающим или себе;

— для пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического

— для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил

требование должностного лица остановиться;

— в других случаях умышленного воспрепятствования осуществлению возложенных

на должностное лицо обязанностей (например, воспрепятствование осуществлению

таможенного досмотра багажа либо попытка пройти таможенную границу без досмотра).

ТК запрещает применять специальные средства в отношении беременных женщин,

лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания

ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения,

угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств,

находящихся под таможенным контролем. В состоянии необходимой обороны или

крайней необходимости должностное лицо при отсутствии специальных средств

вправе применять огнестрельное оружие или использовать любые подручные средства

(например, деревянные палки, металлические прутья- для отражения нападения;

веревку, проволоку- для связывания сопротивляющегося правонарушителя).

В качестве крайней меры должностные лица таможенных органов, управомоченные

приказами ГТК на ношение, хранение и использование огнестрельного оружия,

имеют право применять его, согласно ст. 427 ТК, в следующих случаях: для отражения

нападения на работников таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются

опасности; для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием должностных

лиц (ТК указывает, что попытка лица, задерживаемого должностным лицом таможенного

органа, приблизиться к огнестрельному оружию путем сокращения указанного этим

должностным лицом расстояния или прикоснуться к оружию рассматривается как

попытка завладения этим оружием); для отражения группового или вооруженного

нападения на здания, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным

органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся

под таможенным контролем; для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление,

а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование о

сдаче оружия; для остановки транспортных средств путем их повреждения, если

водитель создает реальную опасность жизни и здоровью работников таможенных

органов и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться; для обезвреживания

животных, угрожающих жизни и здоровью работников таможенных органов; для предупреждения

о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги или вызова

Таким образом, ТК устанавливает исчерпывающий перечень случаев при наступлении

которых должностные лица таможенных органов вправе применять огнестрельное

ТК запрещает применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с

явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания

ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового или иного

нападения, угрожающего жизни или здоровью работников таможенных органов, а

также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние

В случае применения огнестрельного оружия должностное лицо таможенного

органа обязано незамедлительно доложить об этом начальнику таможенного органа

или его заместителю, которые сообщают об этом прокурору в течение 24 часов

с момента применения огнестрельного оружия.

Согласно ст. 423 ТК при применении физической силы, специальных средств

и огнестрельного оружия должностное лицо таможенного органа обязано: предупредить

о намерении их применения, предоставив при этом достаточно времени для выполнения

своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении

физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную

опасность его жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при

внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники

и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда такое предупреждение

в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным; обеспечить лицам,

получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи; стремиться

в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц его совершивших,

а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный

при устранении опасности, был минимальным.

Начальник таможенного органа или его заместитель обязаны незамедлительно

уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения тяжких телесных повреждений.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

с превышением полномочий влечет за собой применение мер дисциплинарной, административной

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 423. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, должностные лица таможенных органов Российской Федерации имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должностное лицо таможенного органа Российской Федерации обязано:

  • предупредить о намерении их применения, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
  • обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа Российской Федерации или лицо, его замещающее;
  • стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Начальник таможенного органа Российской Федерации или лицо, его замещающее, обязаны незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения тяжких телесных повреждений.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами Российской Федерации.

Статья 424. Применение физической силы

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации имеют право применять физическую силу для пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным распоряжениям или требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам и транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем, иных действий, препятствующих выполнению возложенных на этих должностных лиц обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения этих обязанностей.

Статья 425. Применение специальных средств

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников таможенных органов Российской Федерации или иных лиц;

2) для отражения нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам Российской Федерации или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а равно для освобождения названных объектов в случае их захвата;

3) для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа Российской Федерации, если эти лица оказывают неповиновение, сопротивление, иное противодействие либо могут причинить вред окружающим или себе;

4) для пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа Российской Федерации физического сопротивления;

5) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица таможенного органа Российской Федерации остановиться;

6) в других случаях умышленного воспрепятствования осуществлению возложенных на должностное лицо таможенного органа Российской Федерации обязанностей.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностное лицо таможенного органа Российской Федерации при отсутствии специальных средств вправе применять огнестрельное оружие или использовать любые подручные средства.

Полный перечень специальных средств, используемых в таможенных органах Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 426. Ношение, хранение огнестрельного оружия и пользование им

Часть первая утратила силу с 1 сентября 1997 года на основании Федерального закона от 21 июля 1997года N 114-ФЗ.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, используемых в таможенных органах Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 427. Применение и использование огнестрельного оружия

В качестве крайней меры должностные лица таможенных органов Российской Федерации, упомянутые в статье 426 настоящего Кодекса, имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников таможенных органов Российской Федерации, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.

Попытка лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, приблизиться к огнестрельному оружию путем сокращения указанного этим должностным лицом расстояния или прикоснуться к такому оружию рассматривается как попытка завладения этим оружием;

3) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам Российской Федерации или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем;

4) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия.

Должностные лица таможенных органов Российской Федерации, упомянутые в статье 426 настоящего Кодекса, имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью работников таможенных органов Российской Федерации и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться;

2) для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью работников таможенных органов Российской Федерации;

3) для предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов Российской Федерации, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия должностное лицо таможенного органа Российской Федерации обязано незамедлительно письменно доложить начальнику таможенного органа Российской Федерации или лицу, его замещающему, который сообщает об этом прокурору в течении 24 часов с момента применения огнестрельного оружия.

О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел»

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1748

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел».

Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
деятельности органов внутренних дел

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 24, ст.448; 2002 г., № 4, ст.34; 2004 г., № 23, ст.140, 142; 2006 г., № 24, ст.148; 2007 г., № 2, ст.18; № 19, ст.150; № 20, ст.152; 2010 г., № 8, ст.41; № 24, ст.149; 2011 г., № 1, ст.7; 2011 г., № 12, ст. 111):
статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Казахстан на вооружение соответствующими государственными органами Республики Казахстан и их подразделениями (далее – Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные и правоохранительные органы, за исключением органов государственной противопожарной службы), а также изготавливаемое для поставок в другие государства.
Порядок оборота боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, а также холодного оружия определяется Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством.»;
подпункт 1) статьи 5 изложить в следующей редакции:
«1) оружие самообороны:
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие;
газовое оружие – газовые пистолеты, револьверы и патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению уполномоченным органом в области здравоохранения;
электрическое оружие – оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании электрической энергии, разрешенные к применению уполномоченным органом в области здравоохранения;»;
статью 6 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Служебное оружие
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования в целях обеспечения личной безопасности политическими государственными служащими, имеющими право приобретать (получать) служебное оружие в соответствии с законодательством Республики Казахстан, депутатами Парламента Республики Казахстан, а также организациями при осуществлении возложенных на них законодательством и предусмотренных их уставами (положениями) задач по защите жизни и здоровья граждан, собственности, охране объектов окружающей среды и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Организации, на которые возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее — юридические лица с особыми уставными задачами).
К служебному оружию относится огнестрельное бесствольное, газовое оружие с патронами травматического, газового и светозвукового действия, огнестрельное короткоствольное гладкоствольное и нарезное оружие, а также длинноствольное гладкоствольное и нарезное оружие.
Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями.»;
в статье 7:
в пункте 2:
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
«4) пересылка почтовыми отправлениями оружия (их основных (составных) частей) и патронов к ним, в том числе по международным почтовым отправлениям;»;
дополнить подпунктами 6-1), 6-2) и 6-3) следующего содержания:
«6-1) оборот патронов травматического действия, в том числе с металлическим сердечником к гражданскому оружию самообороны;
6-2) приобретение, хранение и использование гражданами огнестрельного бесствольного и газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия;
6-3) приобретение, хранение и использование гражданами патронов травматического действия;»;
подпункт 1) статьи 12 изложить в следующей редакции:
«1) Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные и правоохранительные органы, за исключением органов государственной противопожарной службы;»;
статью 13 изложить в следующей редакции:
«Статья 13. Право на приобретение оружия
Вооруженными Силами, другими
войсками и воинскими формированиями,
специальными и правоохранительными органами
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные и правоохранительные органы, за исключением органов государственной противопожарной службы, имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Из оружия с нарезным стволом, принятого на вооружение, за исключением находящегося на длительном хранении, производится контрольный отстрел для формирования Государственной пулегильзотеки в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.»;
в статье 15:
часть седьмую пункта 1 изложить в следующей редакции:
«Общее количество оружия, приобретенного гражданином Республики Казахстан, не должно превышать:
1) охотничьего огнестрельного оружия:
с нарезным стволом — четырех единиц;
гладкоствольного — четырех единиц;
2) оружия самообороны — двух единиц, в том числе огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия либо газовых пистолетов, револьверов либо электрического оружия. Данные ограничения не распространяются на оружие, являющееся объектом коллекционирования.»;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, работники специальных и правоохранительных органов, за исключением органов государственной противопожарной службы, имеющие специальные звания, разрешение на приобретение гражданского оружия, получают без представления медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием.»;
подпункт 5) части первой статьи 19 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
«состоит на учете органов внутренних дел и национальной безопасности по линии борьбы с экстремизмом, терроризмом или организованной преступностью;»;
часть четвертую статьи 20 изложить в следующей редакции:
«Изъятое, добровольно сданное, а также конфискованное гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат в соответствии с законодательством Республики Казахстан утилизации либо реализации через юридических лиц, имеющих лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием.»;
пункты 2 и 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«2. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные и правоохранительные органы, за исключением органов государственной противопожарной службы, имеют право продавать имеющееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
3. Граждане Республики Казахстан имеют право отчуждать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием, или коллекционирование или экспонирование оружия, с предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших им разрешения на хранение, хранение и ношение оружия, а также гражданам, имеющим разрешения на приобретение оружия, после перерегистрации оружия в органах внутренних дел по месту учета оружия.»;
абзац четвертый подпункта 3) пункта 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
«право приобретения (получения) служебного оружия государственным органам для передачи его политическим государственным служащим, имеющим право приобретать (получать) служебное оружие в соответствии с законодательством Республики Казахстан, депутатам Парламента Республики Казахстан, а также разрешений на право хранения, хранения и ношения оружия указанным лицам;».

2. В Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года «Об охранной деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 14-15, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 34; № 17, ст. 155; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 2, ст. 18; № 8, ст. 52; 2008 г., № 12, ст. 51; 2009 г., № 18, ст. 84; № 24, ст. 122; 2010 г., № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 2, № 11, ст. 102; 2012 г., № 4, ст. 32; № 5, ст. 35; № 15, ст. 97):
пункт 3 статьи 17-1 дополнить частью четвертым следующего содержания:
«Охранные организации, учрежденные национальными компаниями, не имеют права оказывать охранные услуги третьим лицам.»;
часть вторую пункта 2 статьи 18 изложить в следующей редакции:
«Субъектам охранной деятельности запрещаются приобретение и использование служебного нарезного длинноствольного и короткоствольного оружия, за исключением охранных организаций, учрежденных национальными компаниями, осуществляющими свою деятельность в сфере магистральных железнодорожных сетей, магистральных нефте- и газопроводов, нефтеперерабатывающего производства и атомной энергии.».

3. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3, ст. 17; № 9, ст. 86; № 24, ст. 338; 2002 г., № 10, ст. 103; 2004 г., № 10, ст. 56; № 17, ст. 97; № 23, ст. 142; № 24, ст. 144; 2005 г., № 7-8, ст. 23; 2006 г., № 1, ст. 5; № 13, ст. 86, 87; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 99; № 18, ст. 113; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 14; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 17, ст. 139; № 20, ст. 152; 2008 г., № 21, ст. 97; № 23, ст. 114, 124; 2009 г., № 2-3, ст. 9; № 24, ст. 133; 2010 г., № 1-2, ст. 2; № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 3, 7; № 2, ст. 28; № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 118; № 16, ст. 129; 2012 г., № 2, ст. 11; № 3, ст. 21; № 5, ст. 35; № 8, ст. 64; № 14, ст. 92):
пункт 1 статьи 29 дополнить подпунктом 14) следующего содержания:
«14) определяет порядок реализации продукции в стеклянной таре в местах проведения спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий.».
4. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 14, ст. 81; 2006 г., № 3, ст. 22; № 15, ст. 95; № 24, ст. 148; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20; № 19, ст. 148; 2008 г., № 20, ст. 89; № 24, ст. 129; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 18, ст. 84; № 24, ст. 121; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 146, 150; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 3, ст. 25; № 8, ст. 63, 64; № 14, ст. 92; 95; № 15, ст. 97):
пункт 1 статьи 22 изложить в следующей редакции:
«1. Государственная фельдъегерская служба Республики Казахстан является службой, осуществляющей правительственную курьерскую связь с обеспечением защиты государственных секретов. Личный состав фельдъегерской службы Республики Казахстан состоит в кадрах органов внутренних дел, обеспечивается боевым ручным стрелковым оружием для решения оперативно-служебных задач, специальными средствами защиты и связи, а также форменным обмундированием.
Трудовые отношения сотрудников Государственной фельдъегерской службы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе».

5. В Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 1, ст. 4; № 19, ст. 145; 2012 г., № 3, ст. 26; № 5, ст. 41; 2012 г., № 8, ст. 64):
статью 1 дополнить подпунктами 9-1) и 11-1) следующего содержания:
«9-1) сотрудник государственной фельдъегерской службы – гражданин Республики Казахстан из числа работников фельдъегерской службы, которому присвоено специальное звание;
11-1) иное оружие – под иным оружием понимается газовое, электрическое, холодное клинковое, метательное и сигнальное оружие.»;
пункт 8 статьи 14 изложить в следующей редакции:
«8. Сотрудники не несут ответственности за вред, причиненный в связи с применением огнестрельного и иного оружия, специальных средств и физической силы, если их действия осуществлены в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.»;
пункт 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:
«2. Сотрудникам, за исключением сотрудников органов государственной противопожарной службы, предоставляется право ношения, хранения и применения огнестрельного и иного оружия и специальных средств. Они также вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы. Порядок применения огнестрельного и иного оружия, специальных средств и физической силы определяется настоящим Законом.»;
пункт 3 статьи 22 дополнить подпунктом 7) следующего содержания:
«7) государственная фельдъегерская служба — «фельдъегерской службы».»;
пункт 4 статьи 57 изложить в следующей редакции:
«4. Взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от занимаемой должности и увольнения налагается по результатам проведенного служебного расследования и соответствующим рекомендациям дисциплинарной комиссии. Взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от занимаемой должности также налагается на основании решения Коллегии или оперативного совещания при первом руководителе правоохранительного органа.
Порядок формирования и работы дисциплинарной комиссии определяется руководителем правоохранительного органа.»;
заголовок главы 8 изложить в следующей редакции:
«Глава 8. Применение сотрудниками огнестрельного и иного оружия, специальных средств и физической силы»;
статью 59 изложить в следующей редакции:
«Статья 59. Цель применения огнестрельного и иного оружия,
специальных средств и физической силы
Огнестрельное и иное оружие, специальные средства и физическая сила применяются в целях прекращения общественно опасных деяний, задержания и доставления в правоохранительные органы лиц, их совершивших, с учетом характера правонарушений и конкретных ситуаций.»;
статьи 61, 62 изложить в следующей редакции:
«Статья 61. Применение огнестрельного и иного оружия
1. Сотрудники имеют право применять огнестрельное и иное оружие для:
1) защиты физических лиц от преступного посягательства в случае угрозы их жизни и здоровью, а равно освобождения заложников;
2) отражения нападения на сотрудников и членов их семей, лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;
3) отражения нападения на жилые помещения физических лиц, на охраняемые правоохранительными органами объекты, помещения государственных организаций, отражения нападения на служебный или войсковой наряд;
4) задержания лиц, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), задержания вооруженных лиц;
5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника и ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц;
6) защиты от нападения животных в случаях реальной угрозы жизни или здоровью;
7) подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
8) во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
2. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст известен или очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.
Статья 62. Условия применения огнестрельного и иного оружия,
специальных средств, физической силы
1. Во всех случаях применения огнестрельного и иного оружия, специальных средств, физической силы сотрудник обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности физических лиц, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить непосредственному руководителю о применении огнестрельного и иного оружия, специальных средств, физической силы.
2. О каждом случае применения огнестрельного и иного оружия, специальных средств, физической силы, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор.»;
статью 65 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
«3-1. В случае нетрудоспособности сотрудника по различным заболеваниям свыше сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, за исключением заболеваний, для которых установлен более длительный срок нетрудоспособности, утверждаемый Правительством Республики Казахстан, данный сотрудник выводится в распоряжение правоохранительного органа.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением абзацев шестого, седьмого, восьмого, девятого, десятого, двадцать первого, двадцать второго, двадцать третьего и двадцать четвертого пункта 1 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2014 года.

Президент
Республики Казахстан

Полицейским Казахстана разрешено применение силы: что можно, чего нельзя

В последнее время участились случаи, когда нарушители общественного порядка оказывают неповиновение законным требованиям сотрудников полиции. Нередко эти противоправные действия вызывают даже сочувствие и поддержку со стороны окружающих граждан. В итоге «воодушевленный» всеобщим вниманием нарушитель начинает открыто оскорблять полицейских, оказывает активное сопротивление и даже применяет насилие в отношении представителей власти.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

За 10 месяцев 2015 года зафиксировано 480 фактов уголовных правонарушений в отношении сотрудников правоохранительных органов. К примеру, 24.06.2015 года возле базара «Куаныш» города Туркестана на глазах прохожих Кулжанова К., выражая недовольство законными действиями сотрудников полиции в отношении ее мужа, нарушившего правила дорожного движения, применила физическую силу в отношении сотрудника органа правопорядка. Ее действия были засняты на камеру мобильного телефона случайными свидетелями, которые затем выложили данный ролик в ютуб. Приговором суда от 19.08.2015 года Кулжанова К. была признана виновной по ч.1 ст. 380 УК РК, и ей было назначено наказание в виде 1 года ограничения свободы.

О ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЕ И БОЕВЫХ ПРИЕМАХ

Согласно части 1 статьи 60 Закона РК «О правоохранительной службе» от 06.01.2011 года сотрудники имеют право применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, а также специальные средства для:

1) отражения нападений на физических лиц, сотрудников и иных лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;

2) освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка (групповых нарушений установленного режима содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы), а также противоправных действий при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений и следственных изоляторов осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие физическим лицам, организациям и государственным органам, а равно для освобождения их от захвата;

4) задержания правонарушителей (осужденных, подозреваемых, обвиняемых и лиц, совершивших административные правонарушения), если они оказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам, иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, для их доставления в правоохранительные органы, конвоирование и охрану задержанных, заключенных под стражу лиц, а также лиц, подвергнутых административному аресту, осужденных, подозреваемых и обвиняемых либо если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам в осуществлении возложенных на них законом обязанностей;

5) отражения нападения с целью самозащиты сотрудником или защиты членов своей семьи при реальной угрозе причинения ему и (или) им тяжкого вреда здоровью или жизни;

6) необходимой обороны, крайней необходимости;

7) доставления правонарушителей, если это необходимо в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным.

8) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника остановиться.

ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ

В соответствии со статьей 61 вышеуказанного закона сотрудниками правоохранительных органов допускается применение огнестрельного оружия в следующих случаях:

1) защиты физических лиц от преступных посягательств в случае угрозы их жизни и здоровью, а равно освобождения заложников;

2) отражения нападения на сотрудников и членов их семей, лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;

2-1) пресечения попытки завладения огнестрельным и иным оружием, специальным транспортным средством правоохранительного органа;

3) отражения нападения на жилые помещения физических лиц, на охраняемые правоохранительными органами объекты, помещения государственных организаций, отражения нападения на служебный или войсковой наряд;

4) задержания лиц, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), задержания вооруженных лиц;

5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника и ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц;

6) защиты от нападения животных в случаях реальной угрозы жизни или здоровью;

7) предупреждения граждан о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

8) во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.

2-е управление прокуратуры области