4 Предмет метод и система экологического права

Предмет, метод и система экологического права

Одной из основных функций (направлений деятельности) со­временного демократического правового государства является эко­логическая функция, или функция по обеспечению эффективного и рационального природопользования и охраны окружающей сре­ды.

Таким образом, экологическая функция государства включает в себя деятельность соответствующих уполномоченных субъектов по рас­поряжению в интересах общества природными ресурсами, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального исполь­зования объектов природы с целью предупреждения их истощения, охрану окружающей среды от деградации, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц[34]. Данная функция осуществляется посредством принятия и реализации соответствующих правовых актов, содер­жащих различные нормы права. Предмет и метод правового регули­рования являются средствами разграничения одной отрасли права от другой, критериями их индивидуализации. Предмет правового регулирования является особым системообразующим фактором от­расли права и определяется как совокупность общественных отно­шений определенного вида (качественно однородные отношения общего свойства), на упорядочивание которых направлено правовое регулирование данной отрасли права.

Предмет экологического права — это совокупность урегулиро­ванных правовыми нормами общественных отношений, через кото­рые обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целост­ной системы.

Общественные отношения, регулируемые экологическим правом, имеют волевой характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение связано с соответствующим волеизъявлением людей. Данные отношения не однородны по своей направленности и со­держанию, могут возникать в различных сферах жизни и деятельно­сти государства и общества, поскольку экологическое право выпол­няет две основные функции — регулирующую и охранительную.

Предмет экологического права образуют общественные отношения, возникающие в следующих сферах:

• обеспечения экологической безопасности (экологического благополучия) людей, экологических прав и интересов граж­данина и человека;

• сохранения, улучшения и оздоровления качества окружающей природной среды;

• государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды;

• собственности на природные ресурсы;

• реализации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природ­ными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и рас­ходования экологических фондов и средств экологического страхования и т.п.);

• использования природных ресурсов;

• восстановления (воспроизводства) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира и др.);

• предотвращения возможного вредного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности (оценка воздействия на окру­жающую среду, проведение экологической экспертизы, эколо­гический аудит и т.п.);

• применения мер юридической ответственности в связи с со­вершением экологического правонарушения;

• создания и организации особо охраняемых природных терри­торий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказни­ков, памятников природы и т.п.);

• международного сотрудничества в области природопользова­ния и охраны окружающей среды.

Значительную долю отношений, входящих в предмет экологиче­ского права, составляют регулируемые эколого-правовыми нормами отношения по охране окружающей среды: от физических воздейст­вий (шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д.), от биологиче­ских воздействий (переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира, последствий применения биотехнологий, по­ступления в окружающую среду микроорганизмов, возникновения эпизоотий). Осуществляется это с целью сохранения или восста­новления благоприятного состояния окружающей среды.

Не все объекты окружающей среды могут быть объектами от­ношений, входящих в предмет экологического права. Для иденти­фикации тех или иных объектов как «экологических» теория эколо­гического права выделяет общие признаки отграничения их от «не­экологических» [35].

Общие признаки объектов, подпадающих под действие экологиче­ского права:

• естественное состояние природного объекта (компонента) как составной части экологической системы;

• социально-экономическая ценность объекта;

• географическая особенность расположения (размещения) при­родного объекта;

• взаимная связь материального объекта с окружающей средой.

Следующим элементом, характеризующим экологическое право

как самостоятельную отрасль права, является метод правового регу­лирования — совокупность приемов и способов нормативного упо­рядочивающего воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы правовых методов:

• императивные методы правового регулирования (основаны на отношениях власти-подчинения, публично-правовых началах);

• диспозитивные методы правового регулирования (основаны на отношениях равенства и свободы выбора).

Метод экологического права — это совокупность приемов право­вого воздействия на общественные отношения, являющиеся пред­метом экологического права.

Метод экологического права включает в себя следующие элементы:

• установление в действующей правовой системе государства правовых, организационных, экономических и иных основ эко­логической системы;

• закрепление в действующем законодательстве обязательных правил поведения, адресованных участникам экологических правоотношений;

• определение оснований и видов юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды[36].

Наибольшее применение в экологическом праве находят пуб­лично-правовые начала, которым свойственен императивный метод регулирования общественных отношений, входящих в предмет эко­логического права.

Императивный метод проявляется в установлении строго обяза­тельных повелений, предписаний, запретов при использовании при­родных ресурсов, а также мер юридической ответственности за со­вершенные экологические правонарушения.

Диспозитивный метод проявляется в установлении права и воз­можности выбора субъектов природопользования условий соверше­ния сделок, заключения договора, форм и способов хозяйствова­ния. Нередко диспозитивные методы сочетаются с применением публичных начал в отдельных сферах отношений, что связано с не­обходимостью государственного участия в решении вопросов охра­ны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия (безопасности).

Система экологического права. Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопро­са о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в за­висимости от круга регулируемых общественных отношений объе­динены в правовые институты, которые, в свою очередь, формиру­ют экологическое право в целом.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных обществен­ных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользованием и охраны окружающей среды. Институты эко­логического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

Система экологического права — это совокупность последова­тельно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание, т.е. это Общая часть, Особенная часть и Специ­альная часть.

Общая часть экологического права содержит:

• общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);

• право собственности физических и юридических лиц на при­родные ресурсы;

• управление природопользованием и охраной окружающей среды;

• правовой механизм природопользования и охраны окружаю­щей среды (экологическое управление и контроль, нормиро­вание качества окружающей среды, экологический монито­ринг и экологическая экспертиза);

• экономический механизм природопользования и охраны ок­ружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);

• юридическую ответственность за экологические правонару­шения.

Особенная часть экологического права включает в себя:

• правовые режимы использования и охраны каждого вида при­родных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и расти­тельного мира);

• правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;

• правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных пар­ков и т.п.);

• правовой режим экологически неблагоприятных территорий;

• правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

Специальная часть экологического права содержит:

• общие принципы международного сотрудничества в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды;

• международные экологические организации;

• международное эколого-правовое регулирование.

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА;

Глобальный экологический кризис имеет в России свои особенные причины:

— политическое непонимание государством экологических проблем, обусловленное в основном экологической безграмотностью руководящих кадров;

— недостаточная разработка экологического законодательства;

— слабое государственное управление экологическим процессом;

— приоритет в природопользовании экономических интересов;

— недостаточность финансирования экологических программ;

— острая нехватка специалистов-экологов;

— низкий уровень экологического правосознания и экологической культуры населения.

Когда мы решим эти проблемы – наша деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды будет более эффективной.

Экологическое право – это отрасль права, регулирующая волевые общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Любая отрасль права регулирует свои, особенные общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права. Для возникновения самостоятельной отрасли права необходимы три условия:

— государственный и общественный интерес в этой отрасли;

— специфика предмета отрасли права, т.е. специфика регулируемых общественных отношений;

— особые источники права.

Экологическое право обладает всеми признаками отдельной отрасли права:

— в сложившихся условиях невозможно навести порядок в природопользовании без дополнительных правовых усилий со стороны государства.

— экологическое право имеет особый предмет – общественные экологические отношения.

— экологическое право имеет свои специфические источники, многообразные и постоянно развивающиеся.

Таким образом, экологическое право является полноценной самостоятельной отраслью российского права.

Экологическое право имеет три формы проявления:

— в виде правовой концепции;

— в виде норм права;

— в виде правоотношений.

Правовая концепция – это экологическая идеология государства, это те идеи и теории, которые государство взяло на вооружение в своей экологической политике. В нашем государстве, как и в большинстве стран мира, правовой концепцией является концепция устойчивого развития, принятая международным сообществом на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). В 1996 г. Указом Президента РФ была принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

Нормы права – это закрепленные законом правила поведения по поводу использования природных ресурсов и природы в целом. В своей совокупности эколого-правовые нормы составляют систему экологического права.

Правоотношения – это урегулированные законом общественные отношения, связанные с применением и реализацией норм экологического права. Посредством экологических правоотношений экологическое право приводится в действие, т. е. реализуется.

Предметом экологического права являются волевые общественные отношения в сфере экологии, т. е. охраны, оздоровления, улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на окружающую среду деятельности человека. Предмет экологического права – это исторически сложившиеся экологические отношения, которые возникают между гражданами и организациями при обязательном участии государства.

Предметом экологического права могут быть только те общественные отношения, которые обладают определенными признаками.

Во-первых, они должны иметь волевой характер, то есть зависеть от воли людей. Например, изменить пути миграции диких животных человек не в состоянии, так как эти пути сложились в течение миллионов или тысяч лет эволюции и не зависят от воли человека. Но человек может изменить направление нефтепровода или дороги, чтобы они не пересекали путей миграции диких животных.

Во-вторых, эти отношения должны складываться по поводу только природных объектов, образующих или входящих в экосистемы.

В-третьих, необходимо точно определить природу объекта, он не должен терять связи с природной средой. Отличительные признаки природного объекта – его естественное происхождение, экологическая взаимосвязь с природной средой, и природная ценность (то есть способность обеспечивать режим жизни, быть источником материального потребления, оказывать оздоровительное, воспитательное, эстетическое воздействие на человека). Например, животные в зоопарках и вода в кранах не являются объектами экологического права.

Методы экологического права.Метод – это способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений.

В праве признаются два метода – административно-правовой и гражданско-правовой. Большинство отраслей права, и ЭП в том числе, используют комбинации этих методов.

Административно-правовой метод – это установление предписания, дозволения, запрета. Это обеспечение государственного принуждения к должному исполнению норм и поведению. Одной из сторон в административных отношениях всегда является государство в лице своего уполномоченного органа. Отношения между участниками административно-правовых отношений неравные – это отношения власти и подчинения.

В экологическом праве административно-правовой метод реализуется в специфических формах – нормировании, сертификации, экспертизе, лицензировании и др. он выражается в установлении допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, выдаче лицензий на природопользование, запрете ввоза радиоактивных отходов и т. п.

Гражданско-правовой метод регулирования экологических правоотношений основан на равенстве сторон, их независимости друг от друга. Свои права и обязанности стороны определяют сами при заключении соглашения, но в соответствии с законом.

В современном экологическом праве применяются оба метода, причем гражданско-правовой метод в настоящее время все же подчинен административно-правовому, хотя есть попытки его более широкого применения. Например, согласно закону право пользования природными ресурсами предоставляется на основании лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора, который по своей природе является гражданско-правовым актом. К одним и тем же отношениям могут быть применены оба метода, например при нарушении условий природопользования может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений (прекращение природопользования).

Система экологического права.Экологическое право выражается в трех самостоятельных понятиях – отрасль права, наука и учебная дисциплина. Как отрасль права экологическое право подразделяют на три части: общую, особенную и специальную. Каждую часть составляют свои особенные институты. Под институтом в праве понимают совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

Общая часть экологического права – это собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения в сфере экологии или наиболее общие вопросы охраны окружающей среды. Общая часть включает в себя следующие институты:

— право государственной и других форм собственности на природные ресурсы;

— право природопользования и его виды;

— государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды;

— экономический механизм охраны окружающей среды;

— юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права включает в себя регулирование использования и охраны отдельных частей природы – природных ресурсов. В нее входят институты:

– эколого-правовой режим особо охраняемых природных территорий;

– экологическая безопасность России;

– правовая основа охраны окружающей среды при различных видах деятельности;

– правовая основа охраны окружающей среды в городах и иных населенных пунктах;

– правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и др.

Специальная часть экологического права посвящена международно-правовому механизму регулирования, использования и охраны окружающей среды.

Под системой экологического права понимается также совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение экологического права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

2. Почему экологическое право можно выделить в самостоятельную отрасль права?

3. Что представляют собой предмет и методы экологического права?

4. Охарактеризуйте систему экологического права в России.

4.Предмет и метод экологического права.

Под предметом экологического права в современной литературе обычно понимают общественные экологические отношения в области природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности граждан и государства, складывающиеся на основе множественности форм и социального характера природопользования, государственного регулирования качества окружающей природной среды и естественных экологических правах и свободах граждан.

Познание предмета любой отрасли права возможно посредством выявления круга общественных отношений, которые его составляют. Именно предмет является основным критерием выявления экологического права как самостоятельной отрасли права.

В зависимости от источников и объектов правового регулирования выделяют две группы урегулированных нормами экологического права общественных отношений. К первой группе относятся отраслевые экологические отношения, к которым относятся: землеохранные, недроохранные, водоохранные, лесоохранные, флороохранные, фауноохранные и воздухоохранные, т.е. по сути средоохранные части природоресурсовых отношений. Во вторую группу включаются комплексные экологические отношения, к которым относятся отношения по охране природных территорий и комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, курортных и иных специальных территорий и зон, а также отношения по обеспечению экологической безопасности в отдельных сферах человеческой деятельности, включая населенные пункты, промышленность, сельское хозяйство, энергетику, транспорт и т.п.

В зависимости от объектов правового регулирования выделяются природоохранные и антропоохранные отношения, каждый из которых также подразделяются на соответствующие виды в зависимости от характера объектов, форм и источников неблагоприятного экологического воздействия. Объектом правового регулирования всегда выступают общественные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу использования и охраны окружающей человека среды обитания.

Наряду с предметом специфическими особенностями обладает и метод экологического права, под которым понимают совокупность способов, приемов и средств воздействия на общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, экологических прав и свобод граждан. Вместе с общеправовыми методами, к которым относятся императивный и диспозитивный методы, методы дозволения, санкционирования, согласования, ограничения, управомачивания, стимулирования, упреждения, профилактики, рекомендации, запрета и т.д., в экологическом праве выделяют также специфические методы, выделяющие его среди других отраслей права. Это методы инициативы, эколого-экспертных оценок, эколого-социальных обременений и ряд других методов. Специфична и роль некоторых общеправовых методов в регулировании экологических общественных отношений. Так, метод профилактики в силу исключительных особенностей экологического вреда в связи с невозможностью его полного и адекватного возмещения, а также все возрастающее значение методов экономического стимулирования и экологизации хозяйственной деятельности находят соответствующее место в действующем законодательстве.

Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010)

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

  • Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права
  • Предмет, метод и принципы экологического права
  • Источники экологического права. Этапы развития экологического права
  • Право собственности на природные ресурсы. Экологическая система как объект права собственности. Право природопользования
  • Право экологопользования
  • Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на природные объекты
  • Защита права собственности и других прав на природные ресурсы. Экологические правоотношения
  • Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предмет, метод и принципы экологического права

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, производственные отношения, складывающиеся в сфере действия экологоправовых норм, между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды.

Эти общественные отношения должны:

1) иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей, поддаваться правовому регулированию (миграции животных – нет)и иметь «правовую природу»;

2) складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (окружающая человека природа), а также многообразных внутренних и внешних экономических связей (литосфера, гидросфера, атмосфера);

3) быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, их не всегда следует признавать предметом экологического права.

Например, общественные отношения по поводу мелиоративных работ являются предметом экологического права, но непосредственную эксплуатацию мелиоративных систем нельзя отнести к предмету экологического права (это отношения имущественного характера).

Комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

Метод экологического права основан на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу. Законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения с учетом этой совокупности закономерностей.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы: любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, то есть экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду.

Метод экологического права содержит:

1. Закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экологически и экономически значимых, использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (например, закрепление ландшафтного подхода в отводе земель и формировании регионов).

2. Закрепление в законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, межведомственные и ведомственные службы).

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей и лиц (физических и юридических), неизбежно влияющих своими жизнеобеспечительными функциями на экосистему страны (пользователи земли, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира: ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

4. Четкая регламентация правил экологопользования, обусловленных спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. (Пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом ее особенностей и уставной правоспособности организации, которой выделены данные охотничьи угодья.)

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Так, предусмотрена ответственность дисциплинарная (ст. 135 ТК РФ), административная (ст. 46–48, 50–87 КоАП РФ и др.), уголовная (ст. 246–262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118–121 ТК РФ и ст. 1064 ГК РФ и др.), специальная (лишение права пользования объектами, изъятие объектов).

Метод правового регулирования экологического права – это способ правового воздействия на экологические общественные отношения, работающий, законодательным закреплением элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установлением четкой регламентации правил экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права:

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия: российский народ осуществляет свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

2. Принцип гуманизма: отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости: равноправие всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); гарантия судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип законности: точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма (имеет международный и национальный аспекты): международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»), внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ): осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности: право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ).

8. Принцип строго целевого использования природных объектов: обязанность каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением (не допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом).

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов: экономическая сторона экологопользования – стремление с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Всем принципам экологического права присущи такие черты:

1. Объективная обусловленность: правовой принцип можно признать верным, только если он соответствует природе, истории и обществу.

2. Историческая обусловленность: с изменением государственной политики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования (по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан – принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен).

3. Системность: все принципы экологического права можно разделить на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы охраны окружающей среды – это: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

  • Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права
  • Предмет, метод и принципы экологического права
  • Источники экологического права. Этапы развития экологического права
  • Право собственности на природные ресурсы. Экологическая система как объект права собственности. Право природопользования
  • Право экологопользования
  • Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на природные объекты
  • Защита права собственности и других прав на природные ресурсы. Экологические правоотношения
  • Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема занятия: «Понятие, предмет, метод, система экологического права»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопросы: Понятие экологического права. Предмет экологического права. Метод экологического права. Система экологического права.

1.Что же такое Экологическое право? Экологическое право — в РФ — комплексная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Источники природно-ресурсного права РФ

Подсистемы экологического законодательства

2.Предмет экологического права общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

Предмет изучения экологического права.

3.Методы экологического права Диспозитивные: Дозволение; Санкционирование; Разрешение Императивные: Предписание Запрет Приоритет

В теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Способами воздействия на общественные отношения являются: для императивного метода — запрет и предписание; для диспозитивного метода — напротив, способы согласования, рекомендаций регулирования природоохранных отношений характерно проявление «власти и подчинения» (например, этим методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, прокладки коммуникаций, нарушений экологического законодательства и т.д. — в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес). Метод правового регулирования общественных отношений

4.Система Экологического права России В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны). Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как: — Право собственности на природные объекты; — Право природопользования; — Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды; — Эколого-правовая ответственность.

Особенная часть включает: — Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром. — Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ. — Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, — Эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон и т.д.

Специальная часть. Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Номер материала: ДВ-015538

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

5.Предмет, метод, принципы и система экологического права.

Предмет современного российского экологического права образуют отношения:

— собственности на природные объекты и ресурсы;

— по охране окружающей среды от разных форм деградации;

(Пельвицкая: -по использованию природных ресурсов, по охране окружающей среды, по защите экологических прав и законных интересов субъектов экологических правоотношений, по обеспечению экологической безопасности).

Метод правового регулирования — это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

1) императивный (предписание, дозволение, запрет) — одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, отношения власти и подчинения. формы выражаются нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании, установление уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ,

2) диспозитивный(участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга). Договор.

3) метод стимулирования (установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств).

Пельвицкая : метод административно-правового регулирования, метод гражданско-правового регулирования и метод стимулирования

— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

— научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

— платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

А) общеправовые принципы:

— соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду,

— презумпция экологической опасности любой намечаемой экологической деятельности;

Б) отраслевые принципы:

Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли:

Нормы экологического права. Первичными элементами системы права, а также отрасли права как части данной системы являются нормы права. Под нормой права следует понимать исходящее от государства и определяемое им общеобязательное правило поведения, которое предостав­ляет участникам общественных отношений данного вида юри­дические права и налагает на них юридические обязанности.

С учетом того, что экологическое право является комплекс­ной отраслью и его нормы содержатся также в правовых актах, являющихся источниками иных отраслей нрава, нормы экологического права делятся:

на комплексные, принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом;

отраслевые, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земли, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира);

экологизированные — нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Институты экологического права. Следующим элементом в иерархии составляющих систе­мы отрасли права является институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу обще­ственных отношений. В экологическом праве выделяют следующие институ­ты:

принципы экологического права;

экологические права и обязанности физических и юри­дических лиц;

основы государственного управления охраной окружающей среды;

оценка воздействия па окружающую среду и экологи­ческая экспертиза;

экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, а также правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;

охрана окружающей среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности;

охрана особо охраняемых природных территорий;

зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;

основы формирования экологической культуры;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического права. Экологическое право подразделяется на две большие составляющие — природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулиру­ющие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагаю­щим источником права, регулирующим данную сферу обще­ственных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.

Нормы природоресурсного права регулируют обще­ственные отношения в области использования и охраны от­дельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, живот­ного мира, континентального шельфа.

Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регули­рования отношений по рациональному использованию и за­щите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфе­ре данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их ис­пользования, основы государственного управления в регу­лируемых областях общественных отношений.