1 Баглай мВ Конституционное право российской федерации

1 Баглай мВ Конституционное право российской федерации

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Конституционное право Российской Федерации

Настоящий учебник, представляющий собой десятое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ и в связи с реформированием политической системы. Читатель получит знания о новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора дать углубленные теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и для всех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.

1 Баглай мВ Конституционное право российской федерации

Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. 2017. 768 с.

Настоящий учебник, представляющий собой 12-е, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ и в связи с реформированием политической системы. Читатель получит знания о новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора дать как углубленные теоретические знания по всем вопросам, так и знание реального права, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.

Опт. цена: 1300,00 р. 001074.24.01

Раздел I. Основы теории конституционного права

Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 15

§ 1. Понятие и роль 15

§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах 20

§ 4. Социальная природа российского конституционного права 21

§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы 23

§ 6. Конституционное право и политическая система 26

Глава 2. Источники и система конституционного права 29

§ 2. Система конституционного права 43

§ 3. Коллизии в конституционном праве 44

§ 4. Ответственность в конституционном праве 46

Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем 49

§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право 50

§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право 58

§ 3. Демократическое конституционное право 72

Раздел II. Конституция

Глава 4. Основы конституционной теории 76

§ 1. Конституция и государство 76

§ 2. Понятие конституции и ее содержание 79

§ 3. Прямое действие конституции 84

§ 4. Виды конституций 85

§ 5. Конституции в федеративном государстве 87

§ 6. Соблюдение и охрана конституции 92

§ 7. Толкование конституции 97

Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года 100

§ 1. Необходимость смены Конституции 100

§ 2. Конституционная комиссия 104

§ 3. Конституционное совещание 106

§ 4. Развитие конституционного кризиса 107

§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года 110

§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции 111

Раздел III. Основы конституционного строя

Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 115

§ 1. Понятие конституционного строя 115

§ 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность 117

§ 3. Суверенитет народа 121

Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 127

§ 1. Демократическое государство 128

§ 2. Федеративное государство 130

§ 3. Правовое государство 132

§ 4. Социальное государство 137

§ 5. Светское государство 140

§ 6. Республиканская форма правления 142

Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления 144

§ 1. Суверенитет Российской Федерации 144

§ 2. Разделение властей 149

§ 3. Органы государственной власти 152

§ 4. Местное самоуправление 154

Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 157

§ 1. Принципы рыночной экономики 158

§ 2. Собственность 161

§ 3. Земля и другие природные ресурсы 164

§ 4. Идеологическое и политическое многообразие 169

§ 5. Общественные объединения. Политические партии 172

Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

Глава 10. Общие положения 182

§ 1. Учение о свободе 182

§ 2. Природа конституционных прав и свобод 184

§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 187

§ 4. Международно-правовой базис прав человека 188

§ 5. Классификация прав и свобод 195

§ 6. Ограничения прав и свобод. Чрезвычайное положение. Военное положение 196

§ 7. Равенство и равноправие 211

Глава 11. Личные права и свободы 214

§ 1. Право на жизнь 215

§ 2. Достоинство личности 219

§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 223

§ 4. Право на частную жизнь 228

§ 5. Неприкосновенность жилища 232

§ 6. Национальная принадлежность 234

§ 7. Свобода передвижения и места жительства 235

§ 8. Свобода совести и вероисповедания 244

§ 9. Свобода мысли и слова 249

Глава 12. Политические права и свободы 251

§ 1. Свобода печати и информации 252

§ 2. Право на объединение 257

§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации 267

§ 4. Право участвовать в управлении делами государства 271

§ 5. Право избирать и быть избранным 271

§ 6. Равный доступ к государственной службе 272

§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия 276

§ 8. Право обращений 277

Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 278

§ 1. Право на экономическую деятельность 280

§ 2. Право частной собственности 287

§ 3. Трудовые права и свободы 293

§ 4. Защита материнства, детства и семьи 299

§ 5. Право на социальное обеспечение 302

§ 6. Право на жилище 305

§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 307

§ 8. Право на образование 310

§ 9. Свобода творчества 311

§ 10. Право на участие в культурной жизни 313

Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод 314

§ 1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 315

1. Защита прав и свобод — обязанность государства 316

2. Самозащита прав и свобод 316

3. Судебная защита 318

4. Международная защита 319

5. Возмещение вреда 322

6. Неотменяемость прав и свобод 323

§ 2. Конституционные гарантии правосудия 324

1. Гарантии подсудности 324

2. Право на юридическую помощь 326

3. Презумпция невиновности 328

4. Запрет повторного осуждения 328

5. Недействительность незаконно полученных доказательств 329

6. Право на пересмотр приговора 329

7. Гарантия от самообвинения 329

8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью 330

9. Запрет обратной силы закона 331

Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина 331

§ 1. Равенство обязанностей 332

§ 2. Соблюдение Конституции и законов 332

§ 3. Уважение прав и свобод других лиц 333

§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях 333

§ 5. Получение основного общего образования 334

§ 6. Забота о памятниках истории и культуры 335

§ 7. Уплата налогов и сборов 335

§ 8. Сохранение природы и окружающей среды 336

§ 9. Защита Отечества 337

Глава 16. Гражданство 339

§ 1. Понятие гражданства 339

§ 2. Двойное гражданство 343

§ 3. Гражданство и брак 344

§ 4. Приобретение гражданства 345

§ 5. Прекращение гражданства 350

§ 6. Государственные органы по делам гражданства 351

§ 7. Правовое положение иностранцев 352

§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 357

§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция 359

Раздел V. Федеративное устройство

Глава 17. Общие положения 362

§ 1. Понятие и формы государственного устройства 362

§ 2. Исторические этапы российского федерализма 366

§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма 372

Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 373

§ 1. Состав субъектов Российской Федерации 374

§ 2. Территория Российской Федерации 378

§ 3. Государственный язык 380

§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы 382

§ 5. Предметы ведения Российской Федерации 383

§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов 386

§ 7. Правовая система Российской Федерации 388

§ 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа 390

§ 9. Единая судебная власть и прокуратура 393

§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Российской Федерации 394

§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств 397

§ 12. Государственные символы и столица 399

Глава 19. Субъекты Российской Федерации 401

§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации 401

§ 2. Особенности правового статуса республик 410

§ 3. Особенности правового статуса автономий 414

Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации

Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти 419

§ 1. Понятие органа государственной власти 419

§ 2. Классификация органов государственной власти 422

§ 3. Федеральные государственные органы с особым статусом 426

Глава 21. Избирательная система и референдум в Российской Федерации 431

§ 1. Значение выборов в демократическом государстве 431

§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права 433

§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме 435

§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы) 436

§ 5. Международно-правовые стандарты 441

§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс) 444

§ 7. Референдум 460

§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации 470

Глава 22. Президент Российской Федерации 473

§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти 473

§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей 484

§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации 494

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 516

§ 1. Исторические корни принципа народного представительства 516

§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации 518

§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат 523

§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы 526

§ 5. Формирование Совета Федерации 534

§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты 537

§ 7. Компетенция Федерального Собрания 552

§ 8. Порядок принятия федеральных законов 584

§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации 603

Глава 24. Правительство Российской Федерации 615

§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти 615

§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 617

§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации 621

§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации 633

§ 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации 639

§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации 648

Глава 25. Судебная власть и прокуратура 653

§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти 653

§ 2. Конституционно-правовой статус судей 664

§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации 671

§ 4. Верховный Суд Российской Федерации 685

§ 5. Прокуратура Российской Федерации 691

Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 701

§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации 701

§ 2. Органы исполнительной власти 710

§ 3. Органы законодательной власти 718

§ 4. Органы судебной власти 727

Раздел VII. Местное самоуправление

Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 729

Глава 28. Организация местного самоуправления 740

§ 1. Органы и должностные лица местного самоуправления 740

§ 2. Формы прямого волеизъявления граждан 749

§ 3. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 751

§ 4. Гарантии местного самоуправления 753

§ 5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 754

Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

Глава 29. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию 756

Глава 30. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Изменение наименований субъектов Российской Федерации 759

Конституционное право — системообразующая отрасль права, которая гораздо быстрее и заметнее других отраслей права соприкасается с принципами демократии и организации власти. Отсюда проистекает острая борьба различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, куда идет страна и насколько обеспечена защита прав и свобод граждан. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, автор излагает материал в тесной связи с политическими реалиями нашего времени, без чего конституционное право представляет собой сухую догму.
Как учебная дисциплина конституционное право в различных вузах преподается неодинаково. Кафедры и преподаватели выдвигают собственные программы и руководствуются своими теоретическими подходами. Это имеет положительное значение, ибо расширяет спектр предложений для студентов и порождает импульсы для развития конституционно-правовой науки. Автор настоящего издания исходит из факта создания в России нового конституционного права, опирающегося на принципы демократического правового и социального государства. Конституционное право в нашей стране учитывает опыт развития передовых демократических государств мира. Поэтому по возможности автор излагает материал в сравнительно-правовом плане, знакомит студентов с господствующими представлениями, сложившимися в зарубежной теории.
Разрабатывая концепцию данного учебника, автор пришел к выводу о необходимости вести преподавание курса конституционного права России с учетом двух важных факторов.
Во-первых, в связи с коренным изменением характера и природы конституционного права на первое место в нем вышла регламентация прав и свобод человека, а следовательно, изложение этих прав и свобод должно осуществляться в учебнике не в общем плане, а конкретно и подробно, т. е. с характеристикой каждого индивидуального права. Такой подход, помимо его прямого прагматического значения, призван помочь студентам в понимании того, что механизм государства при всей его важности все же вторичен, ибо нацелен в первую очередь на охрану и обеспечение прав и свобод граждан.
Во-вторых, учебник должен учить не только общим категориям и понятиям конституционного права, но и самому этому праву. Следовательно, студент должен получать из него знание конкретных законов и других источников конституционного права в их последней редакции. Разумеется, в рамках учебника невозможно ознакомить студента со всем нормативным материалом. Конституционно-правовые акты, такие, например, как Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и многие другие, обладают значительным объемом. В учебнике приводятся только основные положения этих актов в расчете на то, что, заинтересовавшись, студент самостоятельно изучит тот или иной закон полностью. Возможно, не все преподаватели конституционного права разделяют такой подход к курсу и учебнику, но автор имел возможность убедиться, что любознательные студенты его одобряют. Учебник рассчитан на углубленное изучение конституционного права России, творческое усвоение данной сложной науки. Этому в значительной степени призвано способствовать изучение приведенной в учебнике судебной практики, прежде всего постановлений Конституционного Суда РФ, в огромной степени влияющих на конституционно-правовую динамику.
При написании учебника автор учитывал, что курс конституционного права читается в вузах после курса теории государства и права. Это позволяет избежать рассмотрения многих общетеоретических вопросов права, хотя они и тесно связаны с конституционным правом. Данная связь, столь важная для формирования юридического мировоззрения, должна быть осознана, если, разумеется, теория государства и права преподавалась с демократических позиций.
Автор верен своему правилу указывать даты последней редакции законов. Это, в частности, позволяет наглядно продемонстрировать студентам, сколь существенно обновилось законодательство в последние годы. Принимаемые новые законы не затрагивают основополагающие принципы Российского государства. Они способствуют усилению противодействия реальным угрозам общественной безопасности — таким, как терроризм, экстремизм, организованная преступность, коррупция, иностранное вмешательство и др. Автор настоящего учебника не считает себя вправе навязывать студентам политические оценки новых законов, полагая, что такие оценки рождаются из собственных взглядов каждого студента и из знания конституционного права.
Нормативные источники приводятся по состоянию на 1 июня 2017 г.

© 2010-2018, Издательство «Норма»
Москва, Китай-город, Колпачный пер., 9А.
Тел./факс: (495) 621-62-95.
Е-mail: norma@norma-verlag.com
По вопросам приобретения книг обращайтесь в ИД «ИНФРА-М»

Издательство «Норма» доводит до сведения соискателей работы на условиях дистанционного сотрудничества, что размещенная в интернете информация о потребности издательства в таких сотрудниках является ложной. Условие предварительной выплаты денег издательству якобы за пересылку текста является мошенническим способом вымогательства денег. Издательство «Норма» никогда не размещало и не намерено размещать подобные объявления.

Марат Баглай: Конституционное право Российской Федерации. Учебник

Аннотация к книге «Конституционное право Российской Федерации. Учебник»

Настоящий учебник, представляющий собой восьмое, измененное и дополненное издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ. Читатель получит знания о новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора дать углубленные теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности.

Настоящий учебник, представляющий собой восьмое, измененное и дополненное издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ. Читатель получит знания о новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора дать углубленные теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
8-е издание, измененное и дополненное

1 Баглай мВ Конституционное право российской федерации

Результат поиска

Свободных экз. нет

Свободных экз. нет

Доп.точки доступа:
Гуреева, Н. П.; Баглай, М. В.; Даниленко, В. Н.; Карлов, Ю. Н.; Беглай, М. В. \ред.\; Лейбо, Ю. И. \ред.\; Энтина, Л. М. \ред.\; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Экземпляры всего: 3
АБ (3)
Свободны: АБ (3)

Доп.точки доступа:
Афанасьев, В. С.; Баглай, М. В.; Валовая, М. Д.; Владимиров, Б. П.; Государственный университет управления
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)

Доп.точки доступа:
Баглай, М. В.; Бобылев, Г. В.; Воробьев, В. П.; Гуреева, Н. П.; Баглай, М. В. \ред.\; Лейбо, Ю. И. \ред.\; Энтина, Л. М. \ред.\; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Экземпляры всего: 11
ЧЗ (3), АБ Д/В (8)
Свободны: ЧЗ (3), АБ Д/В (8)

1 Баглай мВ Конституционное право российской федерации

© ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет», 2005

© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2005

Конституционное право Российской Федерации Баглай М.В Учебник 2007 6-е изд -784с

Допущено Министерством образования

и науки Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности «Юриспруденция»

6-е издание, измененное и дополненное

Издательство НОРМА Москва, 2007

УДК 342(075.8) ББК 67.400я73 Б14

Конституционное право Российской Федерации : учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. :

Норма, 2007. — 784 с.

ISBN 978-5-468-00078-6 (в пер.)

Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членомкорреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих нрава и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.

УДК 342(075.8) ББК 67.400я73

© Баглай М. В., 2005

© Баглай М. В., 2007, с изменениями

ISBN 978-5-468-00078-6 © ООО «Издательство НОРМА», 2007

Раздел I. Основы теории конституционного права

Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права

как отрасли права

§ 1. Понятие и роль

§ 3. Конституционное право или государственное право?

Спор о терминах

§ 4. Социальная природа российского конституционного права

§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы

§ 6. Конституционное право и политическая система

Глава 2. Источники и система конституционного права

§ 2. Система конституционного права

§ 3. Коллизии в конституционном праве

§ 4. Ответственность в конституционном праве

Глава 3. Исторические этапы развития

конституционного права России и науки о нем

§ 1. Дореволюционное конституционное

§ 2. Тоталитарное конституционное

§ 3. Демократическое конституционное право

Раздел II. Конституция

Глава 4. Основы конституционной теории

§ 1. Конституция и государство

§ 2. Определение конституции и ее содержание

§ 3. Прямое действие конституции

§ 4. Виды конституций

§ 5. Конституции в федеративном государстве

§ 6. Соблюдение и охрана конституции

§ 7. Толкование конституции

Глава 5. Особенности принятия

Конституции Российской Федерации 1993

§ 1. Необходимость смены Конституции

§ 2. Конституционная комиссия

§ 3. Конституционное совещание

§ 4. Развитие конституционного кризиса

§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года

§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции

Раздел III. Основы конституционного строя

Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя

§ 1. Понятие конституционного строя

§ 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность

§ 3. Суверенитет народа

Глава 7. Конституционные характеристики

§ 1. Демократическое государство

§ 2. Федеративное государство

§ 3. Правовое государство

§ 4. Социальное государство

§ 5. Светское государство

§ 6. Республиканская форма правления

Глава 8. Основы организации государственной власти

и местного самоуправления

§ 1. Суверенитет Российской Федерации

§ 2. Разделение властей

§ 3. Органы государственной власти

§ 4. Местное самоуправление

Глава 9. Экономические и политические основы

§ 1. Принципы рыночной экономики

§ 3. Земля и другие природные ресурсы

§ 4. Идеологическое и политическое многообразие

§ 5. Общественные объединения

Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

Глава 10. Общие положения

§ 1. Учение о свободе

§ 2. Природа конституционных прав и свобод

Права человека и права гражданина: в чем отличие?

§ 4. Международно-правовой базис прав человека

§ 5. Классификация прав и свобод

§ 6. Ограничения прав и свобод

§ 7. Равенство и равноправие

Глава 11. Личные права и свободы

§ 1. Право на жизнь

§ 2. Достоинство личности

§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность

§ 4. Право на частную жизнь

§ 5. Неприкосновенность жилища

§ 6. Национальная принадлежность

§ 7. Свобода передвижений и места жительства

§ 8. Свобода совести и вероисповедания

§ 9. Свобода мысли и слова

Глава 12. Политические права и свободы

§ 1. Свобода печати и информации

§ 2. Право на объединение

§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации

§ 4. Право участвовать в управлении делами государства

§ 5. Право избирать и быть избранными

§ 6. Равный доступ к государственной службе

§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия

§ 8. Право обращений

Глава 13. Экономические, социальные и культурные права

§ 1. Право на экономическую деятельность

§ 2. Право частной собственности

§ 3. Трудовые права и свободы

§ 4. Защита материнства, детства и семьи

§ 5. Право на социальное обеспечение

§ 6. Право на жилище

§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

§ 8. Право на образование

§ 9. Свобода творчества

§ 10. Право на участие в культурной жизни

Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод

I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

§ 1. Защита прав и свобод — обязанность государства

§ 2. Самозащита прав и свобод

§ 3. Судебная защита

§ 4. Международная защита

§ 6. Неотменяемость прав и свобод

II. Конституционные гарантии правосудия

§ 1. Гарантии подсудности

§ 2. Право на юридическую помощь

§ 3. Презумпция невиновности

§ 4. Запрет повторного осуждения

§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств

§ 6. Право на пересмотр приговора

§ 7. Гарантия от самообвинения

§ 8. Права потерпевших от преступлений

и злоупотребления властью

§ 9. Запрет обратной силы закона

Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина

§ 1. Равенство обязанностей

§ 2. Соблюдение Конституции и законов

§ 3. Уважение прав и свобод других лиц

§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

§ 5. Получение основного общего образования

§ 6. Забота о памятниках истории и культуры

§ 7. Уплата налогов и сборов

§ 8. Сохранение природы и окружающей среды

§ 9. Защита Отечества

Глава 16. Гражданство

§ 1. Понятие гражданства

§ 2. Двойное гражданство

§ 3. Гражданство и брак

§ 4. Приобретение гражданства

§ 5. Прекращение гражданства

§ 6. Государственные органы по делам гражданства

§ 7. Правовое положение иностранцев

§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция

Раздел V. Федеративное устройство

Глава 17. Общие положения

§ 1. Понятие и формы государственного устройства

§ 2. Исторические этапы российского федерализма

§ 3. Общая характеристика современного

Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

§ 1. Состав субъектов Федерации

§ 2. Территория Российской Федерации

§ 3. Государственный язык

§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы

§ 5. Предметы ведения Российской Федерации

§ 6. Предметы совместного ведения

Федерации и ее субъектов

§ 7. Правовая система Российской Федерации

§ 8. Организация исполнительной власти.

§ 9. Единая судебная власть и прокуратура

§ 10. Основания для федерального вмешательства

в права субъектов Федерации

§ 11. Участие в межгосударственных объединениях.

Содружество Независимых Государств

§ 12. Государственные символы и столица

Глава 19. Субъекты Российской Федерации

§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации

§ 2. Особенности правового статуса республик

§ 3. Особенности правового статуса автономий

Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации

Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти

§ 1. Понятие органа государственной власти

§ 2. Классификация органов государственной власти

§ 3. Федеральные органы государственной власти

с особым статусом

Глава 21. Избирательная система и референдум

§ 1. Значение выборов в демократическом государстве

§ 2. Понятие избирательной системы

и избирательного права

§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме

§ 4. Принципы избирательного права

§ 5, Международно-правовые стандарты

§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс)

§ 8. Особенности избирательных систем

и референдума в субъектах Российской Федерации

Глава 22. Президент Российской Федерации

§ 1. Положение Президента Российской Федерации

в системе органов государственной власти

§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации.

Прекращение его обязанностей

§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации

§ 1. Исторические корни принципа

§ 2. Федеральное Собрание в системе органов

государственной власти Российской Федерации

§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат

§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы

§ 5. Формирование Совета Федерации

§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты

§ 7. Компетенция Федерального Собрания

§ 8. Порядок принятия федеральных законов

§ 9. Статус депутата Государственной Думы

и члена Совета Федерации

Глава 24. Правительство Российской Федерации

§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти

§ 2. Правительство Российской Федерации

в системе органов государственной власти

§ 3. Состав, формирование и отставка

Правительства Российской Федерации

§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации

§ 5. Порядок деятельности

Правительства Российской Федерации

§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации 640

Глава 25. Судебная власть

§ 1. Общая характеристика организации

и функций судебной власти

§ 2. Конституционно-правовой статус судей

§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации

§ 4. Верховный Суд Российской Федерации

§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

§ 6. Прокуратура Российской Федерации

Глава 26. Органы государственной власти

субъектов Российской Федерации

§ 1. Конституционно-правовые основы организации

государственной власти субъектов Российской Федерации

§ 2. Органы исполнительной власти

§ 3. Органы законодательной власти

субъектов Российской Федерации

§ 4. Органы судебной власти

Раздел VII. Местное самоуправление

Глава 27. Организация местного самоуправления

§ 1. Конституционно-правовые основы

§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления

§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан

§ 4. Финансово-экономическая основа

§ 5. Гарантии местного самоуправления

§ 6. Ответственность органов и должностных лиц

Раздел VIII. Конституционные поправки

и пересмотр Конституции Российской Федерации

Глава 28. Общие положения

§ 1. Теоретические основы учредительной власти,

правомочной изменять конституцию

§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок

в Конституцию Российской Федерации

§ 3. Изменение состава Российской Федерации

и наименований субъектов Российской Федерации

Конституционное право — системообразующая отрасль права, оно гораздо быстрее и заметнее других отраслей права соприкасается с принципами демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, куда идет страна и насколько обеспечена защита прав и свобод граждан. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, автор излагает материал в тесной связи с политическими реалиями нашего времени, без чего конституционное право выглядит как сухая догма.

Данное, шестое издание переработано с учетом новых реалий в конституционно-правовом развитии страны, отражающих усиление роли государства в жизни общества. Сохраняя основы свободы личности и рыночного хозяйства, государственная власть в последние годы стала более активно обеспечивать экономический и социальный прогресс, наращивать правозащитную деятельность, особенно в связи с обострением проблем терроризма и экстремизма. Это породило определенные нейтралистские тенденции в организации исполнительной власти, потребовало внести изменения в правовые основы федерализма. Именно в последние годы стала складываться новая партийная система, что повлекло за собой изменения в правовом регулировании положения партий и избирательном законодательстве. Много нового появилось и в других институтах конституционного права.

Происшедшие изменения вызвали — внутри страны и за рубежом — предположения об «откате» России от демократии, об утверждении в стране авторитарного правления. Автор учебника не считает себя вправе навязывать студентам политические оценки новых законов, полагая, что такие оценки рождаются из собственных взглядов каждого студента и как раз из знания конститу-

Интервью с М.В. Баглаем, председателем Конституционного Суда РФ («Законодательство», N 3, март 2003 г.)

Интервью с М.В. Баглаем, председателем Конституционного Суда РФ

— Марат Викторович, первый вопрос связан с десятилетним юбилеем Конституции РФ, который будет отмечаться в конце текущего года. Все это время Основной Закон страны не подвергался изменениям. Как Вы думаете, Конституция еще долго просуществует в первозданном виде или скоро в нее все же придется вносить поправки?

— Вечных конституций не существует, поэтому, очевидно, когда-то возникнет такая необходимость и в России. Однако хочу напомнить слова Швейка: «Никто не может знать, что с нами будет через пару миллионов лет». И я не могу предсказать, когда и как изменятся условия нашей жизни и соответственно встанет вопрос о корректировке Конституции РФ. Но я убежден: сила любой конституции в стабильности. В США она действует уже более 200 лет, и уважение людей к своему основному закону от этого только крепнет. Да, многое безнадежно устарело, но Конституция США живет, наполняясь новым содержанием благодаря толкованиям Верховного суда США и развитию конституционно-правового законодательства. Поправки в нее, конечно, вносили, но, представьте себе, — за 200 лет их было всего 27! На мой взгляд, это достойный пример для подражания.

Конституция РФ довольно пространна — она содержит 137 статей, есть в мире конституции и поменьше. Однако охватить все нюансы она не в силах. Для того чтобы преодолеть пробелы в законе, предусмотрена возможность толкования Конституции — именно этим и занимается Конституционный Суд РФ; кроме того, издаются федеральные конституционные законы. Таким образом находят решение очень многие вопросы, которые не получили прямого освещения в Конституции.

Что касается поправок, то, думаю, они возможны, более того, процедура их внесения предусмотрена в самой Конституции. Но, по-моему, сейчас прибегать к данной мере нет необходимости.

— Ответ на следующий вопрос известен Вам как никому: соблюдается ли Конституция РФ?

— С моей точки зрения, десятилетний срок жизни Конституции РФ убеждает в том, что она действительно соблюдается. Хотя не все нормы находятся в «равном положении».

В части личных и политических прав, стоящих на уровне международных стандартов, Основной Закон выполняется безусловно.

Намного сложнее реализуются зафиксированные в Конституции социальные права: возникают проблемы с выплатой заработной платы и пенсий, их размерами, не все благополучно в сфере жилья и здравоохранения. Но указанные сложности объясняются ограниченными экономическими возможностями государства или просто плохой организацией дела.

Соответствует конституционным положениям система органов государственной власти страны. За прошедший десятилетний срок не нарушались ни принцип разделения властей, ни сроки избрания высших органов власти — Президента РФ, Государственной Думы РФ. В основном соблюдаются и сроки избрания органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Больше всего подвергается критике та часть Основного Закона, которая касается федерализма. Для этого имеются некоторые основания, и все же, думаю, подобные неодобрительные оценки следует отнести не к Конституции, а к законодательству, которое постоянно меняется и совершенствуется, при том что конституционные нормы остаются основополагающими.

— Давайте коснемся политической конъюнктуры в работе Конституционного Суда: действительно ли он независим или на него все-таки оказывают давление представители администрации Президента РФ и других исполнительных структур?

— Конституционный Суд вне политики — это непреложный закон. Судьи Конституционного Суда не занимаются политической деятельностью. Но, в то же время, право регулирует и политические отношения. И в этом смысле можно сказать, что политические отношения в известной мере являются составной частью предмета нашего рассмотрения — но не непосредственно, не специально.

Все решения Суд принимает самостоятельно, не прислушиваясь к «советам» извне. У нас 19 судей, убедить которых в том, что нужно действовать определенным образом, невозможно.

— Проверяет ли Конституционный Суд законы, принимаемые Президентом?

— Мнение о том, что мы не проверяем законы, принимаемые Президентом, с точки зрения соответствия их Конституции РФ, неверно. Президент, ставя свою подпись, участвует в законодательном процессе вместе с двумя палатами Федерального Собрания, а Конституционный Суд анализирует все принимаемые акты, т.е. в том числе и подписанные Президентом. Что касается нормативных актов — указов Президента, то надо признать: в стране был период, когда законодательный массив был явно недостаточным, поэтому Президент часто выпускал нормативные указы. Появилось даже выражение «указное право», имевшее неодобрительный оттенок. Сейчас надобность в них возникает крайне редко.

— Президент РФ назван в Конституции основным гарантом прав и свобод человека и гражданина. Как реализовывалось это положение в прошедшие десять лет?

— Главным подтверждением жизнеспособности этой нормы (ст.80 Конституции) является предоставление Президенту РФ рычагов воздействия на все органы государственной власти, на законодательный процесс, участником которого он является, на исполнительную власть, которую он возглавляет, на судебную власть. Конечно, он не вмешивается в правосудие, но, с точки зрения организации этой ветви власти, его компетенция налицо — Президент участвует в назначении судей. Следовательно, он влияет и на защиту прав и свобод граждан.

Президент имеет право вето. И когда убеждается в том, что в законопроекте заложена возможность нарушения прав граждан, он использует это очень сильное оружие. Надо сказать, что для проверки качества законодательных актов существует очень большой аппарат: сильное правовое управление (ГПУ при Президенте РФ), комиссия по правам человека, по гражданству и некоторые другие организации, помогающие в этой работе.

Далее, не будем забывать, что Президент руководит правозащитными, или, как их еще называют, силовыми, ведомствами: Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и другими, обеспечивающими безопасность человека. Безопасность — несомненно, важное условие для реализации поставленных задач.

Президент может влиять на субъекты федерации, решения которых также затрагивают права граждан, причем степень такого воздействия Президента, особенно в последнее время, была значительно увеличена: вплоть до того, что в тех случаях, когда грубо нарушаются права человека, Президент имеет право распустить законодательное собрание и освободить от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Естественно, осуществить подобную крайнюю меру не так просто, и в решении Конституционного Суда это подчеркнуто. Поскольку к таким действиям следует прибегать лишь в исключительных случаях, были введены надежные механизмы стабилизации этого процесса, например, судебный порядок. По-другому и быть не может, когда речь идет о выборных должностях в федеративном государстве. Кстати, до роспуска законодательных собраний или увольнений губернаторов пока, к счастью, не доходило. Но такие возможности у Президента как гаранта прав и свобод человека, повторяю, есть.

— Конституционному Суду предоставлено право самостоятельно определять момент вступления в силу своих актов*(1). В результате бывает, что норма закона, признанная неконституционной, некоторое время продолжает действовать. В соответствии же с ч.6 ст.125 Конституции РФ «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу», и никаких оговорок относительно продления сроков их «жизни» нет. Не считаете ли Вы, что п.12 ч.1 ст.75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» противоречит Конституции и не подлежит применению?

— Вопрос поставлен верно. Действительно, в Конституции написано, что акт, признанный неконституционным, немедленно утрачивает силу. Немедленно! И тем не менее, отсрочка все же возможна. Конечно, подобные ситуации случаются крайне редко, на это мы идем только в исключительных случаях и как раз в интересах граждан.

Самой, наверное, показательной в этом смысле является налоговая сфера. Допустим, мы установили неконституционность какого-либо сбора или налога. Но федеральный бюджет уже сверстан, и соответствующие средства уже заложены в доходную часть бюджета, обеспечивая реализацию тех или иных социальных прав. Иными словами, признать, что взимание того или иного налога неконституционно, и немедленно прекратить эту практику порой значит поставить под угрозу выполнение государством своих социальных обязательств перед гражданами.

Поэтому, чтобы дать властям возможность «подготовиться» к новому правовому регулированию, мы ненадолго отсрочиваем вступление своего решения в силу — обычно не более чем на полгода, а часто и меньше.

— Вопрос регистрации остается для населения одним из наиболее острых. Как оценивает институт регистрации Конституционный Суд?

— Граждане России могут самостоятельно решать, где им жить — об этом говорится в п.1 ст.27 нашей Конституции: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

Совершенно очевидно, что без регистрации не обойтись — сведения о проживающих в каждом населенном пункте нужны и правоохранительным органам, и местным властям для обеспечения нормальной жизнедеятельности самих же граждан. Но очень важно, каково содержание этой регистрации. Конституционный Суд подчеркнул, что она должна иметь уведомительный, а не разрешительный характер. Недопустимо посредством различных уловок под видом регистрации восстанавливать институт прописки, она не адекватна прописке. Если в каких-то городах до сих пор сохраняется институт прописки (а мы иногда слышим об этом), то это неконституционно.

Таков юридический аспект вопроса. Но кроме него, как известно, немалую роль играет и реальная жизненная ситуация. Неконтролируемая массовая миграция просто захлестывает некоторые города, особенно Москву. И поэтому сейчас изыскиваются возможности законодательного контроля, который должен способствовать решению этой проблемы. Конечно, он должен осуществляться в соответствующих формах, без нарушения конституционных прав и свобод граждан. И определенные действия властей в допустимых рамках возможны.

— В последнее время активно обсуждается вопрос о целесообразности учреждения в Российской Федерации системы административных судов. Аналогичные суды давно действуют в развитых европейских странах и уже доказали свою необходимость. Как Вы относитесь к этой инициативе?

— Положительно. Мне кажется, что административное судопроизводство — как одно из четырех основных видов судопроизводства — действительно следует осуществлять через специальную систему административных судов. Сейчас оно реализуется и судами общей юрисдикции, и арбитражными судами. Полагаю, что специализация в данном случае помогла бы делу — ведь споров у наших граждан с властями довольно много.

Немало претензий к властям и за рубежом. Недаром, как Вы верно отметили, в разных странах действуют административные суды. Я с интересом изучаю их практику и не раз убеждался в том, что они делают очень полезное дело. К сожалению, законопроект о создании административных судов в России, хотя и был представлен в Государственную Думу, прошел только первое чтение, а дальше дело не движется.

Единственное, на что хочу обратить особое внимание: компетенция административных судов, которые, думаю, все же рано или поздно обязательно появятся, никоим образом не должна пересекаться с компетенцией Конституционного Суда РФ и Уставных Конституционных Судов субъектов федерации. Очень важно, чтобы, решая одну проблему, мы не породили другую.

— Было бы интересно узнать Ваше мнение о судебном прецеденте: допустимо ли его использование в Российской Федерации наравне с нормами правовых актов?

— Этот вопрос в последнее время стал предметом бурных дискуссий в юридической литературе и на научных конференциях. Я не считаю его актуальным, на мой взгляд, он чисто теоретический. У нас ведь действует не англо-американская, а европейско-континентальная система права, в основе которой лежит статутное право, а не судебный прецедент. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа, видимо, не существует. Судебный прецедент не лишен, безусловно, некоторых преимуществ (например, он способствует стабилизации судебной практики на длительный период), но при этом имеет и определенные недостатки. А самое главное — у нас пока нет никаких оснований для введения прецедентного права ни в обычаях, ни в судебной практике, потому что твердо установлен принцип независимости судьи в процессе. Согласно этому конституционному принципу судья в каждом конкретном случае обязан самостоятельно определять, на что ему опираться при принятии решения. И прежде всего, он должен руководствоваться законом.

Но есть один весьма интересный аспект прецедентного права, который касается и российского законодательства. Он непосредственно связан с деятельностью Европейского суда по правам человека. В европейском праве значимость Европейского суда как центрального органа, контролирующего состояние прав человека с точки зрения европейской Конвенции по правам человека, постоянно растет. И во всех европейских странах так или иначе опираются на прецеденты Европейского суда. Этот суд действует более 50 лет, и за этот период накопилось огромное количество судебных прецедентов. Так вот, для нас они также являются источником права, мы читаем эти старые архивные книги и принимаем на вооружение некоторые решения, многие из которых, повторяю, были сформулированы очень давно.

— В заключение, если можно, расскажите о наиболее интересных и самых сложных делах в Вашей практике.

— Пожалуй, для меня все дела были интересны. Только не думайте, что я пытаюсь уйти от ответа. Иногда после первого беглого прочтения материалов кажется, что ситуация простая и ничего неожиданного здесь быть не может. Но чем глубже вникаешь, тем больше выявляется любопытных подробностей. Ни одного исключения из этого правила не было, и это не преувеличение. Ожесточенные споры у нас вспыхивают по всем делам.

Лично у меня особый интерес вызывают вопросы, имеющие отношение к развитию конституционного права, влияющие на эффективность всего государственного механизма, — например, касающиеся полномочий Президента РФ (мог ли он баллотироваться на новый срок в 2000 г., вправе ли распускать Государственную Думу и др.) или деятельности парламента (каким большинством следует принимать законы, как Совет Федерации должен относиться к своей обязанности рассматривать определенные законопроекты и т.п.). Не менее значимыми считаю дела из сферы рыночного права, вытекающие из права собственности. Очень важным было решение о дисквалификации административной конфискации; Конституционный Суд указал, что такая санкция возможна только по решению суда.

— Марат Викторович, благодарим Вас за беседу. Редакция журнала поздравляет Вас с днем рождения, желает крепкого здоровья, долголетия, успехов во всех начинаниях.

«Законодательство», N 3, март 2003 г.

*(1) «В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: . 12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования» (п.12 ч.1 ст.75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).